Триумф
diu
Отправлено 20/12/2002 00:29 (#16275 - в ответ на #16246)
Тема: Немного не в тему



Dux

Сообщений: 946
50010010010010025
Вообще-то изначально триумф (перенятый у этрусков) представлял собой религиозную церемонию:
1. Очистительный обряд. Триумфальная арка символизировала собой ворота из внешнего, "нечистого" мира, заселенного чужими богами и злыми духами ("утгард" на культурологическом жаргоне), во "внутренний", упорядоченный мир, находящийся под покровительством отеческих божеств ("митгард"). Во внешнем мире римляне освобождались от моральных норм и покрывались разнообразными грехами; после прохождения через арку они из покрытых кровью и пороками воинов превращались в законопослушных граждан. Арка располагалась на границе (pomerium) освященной части города (в Риме ею являлся тот участок, который обвел плугом Ромул).
2. Благодарственное жертвоприношение и чествование богов-покровителей (в этом смысле триумфальное шествие тождественно процессиям в ходе различных мистерий).
3. Магический ритуал с целью обеспечить будущие победы. Триумфатор представлял собой Юпитера, будучи снабжен всеми его атрибутами (специфическая колесница, одежда, дубовый венок над головой, первоначально и лицо его красили охрой в красный цвет).
С ходом времени триумфы приобрели также государственно-политическую и развлекательную функции, но и религиозное содержание сохранялось даже во времена Империи.

На эту тему была любопытная статья Г.С. Кнабе "Историческое пространство и историческое время в культуре древнего Рима", еще в совковом 1985 г.

Легионеры участвовали в триумфе без оружия (кроме, разве что, сил правопорядка). Поскольку проходить через триумфальную арку (т.е. через помериум - священную границу) с оружием не позволялось.

Хочется также заметить, что античный (и средневековый) мир нельзя рассматривать с чисто утилитарных, прагматических и рациональных позиций. Многие тогдашние обычаи, законы, организационные формы имели особый религиозный, даже магический смысл. Например, отношение римлян к военной службе невозможно понять вне специфического римского "отцовского" права, по которому отец имел практически такие же права на свое потомство, как на рабов. Пока был жив отец, все имущество сына (будь ему даже 40-50 лет) считалось принадлежащим отцу, отец имел право телесных наказаний и даже продажи в рабство. Единственным исключением был военный лагерь - в нем "отцовское право" переставало действовать, и все заработанное на военной службе принадлежало лично воину и никому еще. Этим объясняется, почему для римлян даже в классическое рвемя служба в легионах была не обязанностью, а правом.
Впрочем, данная тема почти неисчерпаема и требует особых, невоенных познаний.
Верх страницы Низ страницы