Вопроас по римским кораблям
Ильдар
Отправлено 7/8/2003 00:10 (#22737 - в ответ на #22732)
Тема: Многорядники



Administrator

Сообщений: 8351
5000200010001001001002525
Местонахождение: Россия, Уфа
Я как-то Дмитрию Шкрабо по этому вопросу пространное письмо написал. Приведу его на форуме:

--------------------
Значит так. Вопрос этот большой. На сегодняшний день существует только одна общепринятая точка зрения на этот вопрос. Она никем не оспаривается. Попробую вкратце.

На античных гребных боевых кораблях палуба была только одна - боевая, для солдат и матросов. Гребцы же сидели на банках (скамейках) внутри корпуса. О расположении гребцов см. статью об "Олимпиаде".

Что касается многорядности (более 3-х рядов). Есть только одно-единственное изображение (из гигантского количества) боевого корабля с 4-мя рядами весел (и то под вопросом). Остальные 2-х и 3-х рядные. Да и управляться веслами, например, с 5-го или 7-го ряда просто невозможно. Некоторые исследователи прошлых лет размещали ряды по длине борта, таким образом удлиняя корабль, но все раскопанные корабельные сараи (Пирей, Карфаген, Родос и т.д.) могли вмещать корабли габаритами чуть больше стандартных трирем.

Но т.н. многорядники же были! Поэтому вывод один. Скорее всего под рядом понимались не весла, а гребцы. Т.е. 5 рядов (файлов) гребцов по одному борту при всего 2-3 рядах весел. В этом и была суть изобретения многорядников. Т.е. посадить за одно весло несколько гребцов. Таким образом для квинкверемы мы можем иметь такие варианты: 1) унирема - 5 гребцов на весло; 2) бирема - 2 гребца на весло нижнего ряда и 3 - верхнего; 2) трирема - 1 - на нижний, 2 - на средний; 2 - на верхний.

Теперь порассуждаем логически.

Экипаж римской квинкверемы по Полибию 300 гребцов и матросов и 120 человек морпехов (Полибий относит эти данные и к пунийцам, как само сабой разумеющееся). Известно, что римляне сделали свой флот по образцу пунийской квинкверемы (пентеры), выскочившей на берег. А это значит, по-крайней мере, что число гребцов на них было одинаковым, т.е. 300 (число матросов очень мало, им можно пренебречь). Корабельные сараи, раскопанные в военной гавани Карфагена, были длиной, что-то около 40 метров в длину и около 6 метров в ширину (точных цифр не помню), что полностью соответствует размерам триремы "Олимпиада". Флот Карфагена был оснащен в основном квинкверемами, значит их габариты (с триремами) были приблизительно равны. Также мы знаем, что оснастить квадрирему (4-рядник) веслами было дешевле, чем трирему (надпись из Пирея). Отсюда вывод, что на квадриремах их (весел) было меньше, т.е. они были, по крайней мере, двухрядными. Почему не однорядными? А потому что почти нет изображений военных однорядных кораблей относящихся к тому времени, есть только 2-х и 3-х рядные. К тому же, если мы посадим 4 человека на весло, то этот корабль не влезет по ширине ни в один корабельный сарай (тем более это можно сказать и о одноряднике-квинквереме). Также мы знаем, что в битве при Милах у Агриппы были секстерема или квинкверема, а у помпеянцев, судя по всего двум типам гребцов на борту, квадриремы, и что солдатам Агриппы было легче сражаться со своих кораблей, т.к. они были выше. Ливий (XXX, 25, 6, правда, в русском переводе ошибка) тоже говорит что квадрирема ниже, чем квинкверема. Поэтому, с большой долей вероятности, мы можем утверждать, что квинкверемы были трехрядными кораблями. Таким образом, если принять, что весла первого ряда (как самые короткие) обслуживались одним гребцом, а 2-х верхних двумя, то мы имеем искомые 5 файлов гребцов на одном борту. Это дает нам 90 весел на борт или 30 на ряд, что также хорошо согласуется с триремой и ее размерами, и при чуть-чуть большей ширине с найденным пунийским боевым кораблем (Марсала-Лилибей). Вряд ли древние кораблестроители что-либо кардинально меняли в конструкциях разных типов кораблей. И есть еще один аргумент в пользу того, что рядов весел было не более трех. А именно, нам не известны другие названия гребцов, кроме зигитов, транитов и таламитов.

Еще о численности экипажей. Полибий нам говорит (в том же абзаце, где приводится численность экипажа римской квинкверемы), что через год после создания флота римляне перед битвой при м. Экном имели 330 боевых кораблей с экипажем 140000 человек, а карфагеняне 350 с экипажем 150000 человек, т.е. примерное равенство, что и отмечает Полибий. В среднем получается, что у римлян на каждом боевом корабле было 424 человека, что полностью соответствует искомым 300 гребцов + 120 воинов. Теперь карфагеняне. Среднее количество 429 человек - это даже несколько больше, чем у римлян. И опять те же 300 гребцов + 120 воинов.

Кстати, использование нескольких человек на весло дает еще одно преимущество. Нет необходимости иметь хорошо обученных гребцов в полном объеме. Достаточно иметь по одному на весло. Остальные играют вспомогательную роль.

Еще одно замечание. По опыту венецианцев нам известно, что предельное количество гребцов на весло могло быть не более 8. Таким образом, 24-рядники (3х8) вполне могли существовать. А как же быть со знаменитыми 40-рядниками? Сегодня преобладает мнение, что это были катамараны.
Верх страницы Низ страницы