Древнерусский кобуксон
Лев Агни
Отправлено 22/12/2017 18:43 (#140221 - в ответ на #137215)
Тема: RE: Древнерусский кобуксон


Magister equitum

Сообщений: 1655
10005001002525
Гораздо шире суда применялись в военных действиях внутри континента. Основной функцией древнерусских флотов в периоды таких войн была транспортировка воинских контингентов, провианта, оружия, в условиях, когда основными путями сообщения были водные пути. Судовые рати использовались и для предотвращения переправ противника через реки, как это было в 1151 г. на Днепре, когда князь Изяслав препятствовал переправе войск Юрия Долгорукого. В описании насада, имеющемся под 1151 годом в Лаврентьевской летописи, говорится: "... исхитрил Изяслав лодьи дивно: беша бо в них гребыми гребуть невидимо, токмо весла видети, а человек бяше невидети, бяхуть бо лодье покрыты досками, бяхуть же борци стояше горе во бронях и стреляюще, а кормника два беста, один на корме, а другой на носе". Интересно, что по этому описанию насад напоминает византийский дромон, где гребцы располагались под помостом. Не исключено, что насад представлял собой некую военную модификацию речного судна, созданную на основании византийских аналогов. Два рулевых весла на носу и в корме не были чем-то необычным. Еще Тацит отмечал подобную особенность у судов свеонов. Два руля значительно повышали маневренность судов, позволяя быстро менять направление движения и оперативно реагировать на появление подводных камней и мелей.

П.Е. Сорокин. О некоторых тактических приемах борьбы на воде в древней Руси http://3www.a-nevsky.ru/library/o-nekotorih-takticheskih-priemah-bo...
Статья из сборника "Раннесредневековые древности Северной Руси и ее соседей", под ред. Е.Н. Носова, Санкт-Петербург, РАН, 1999 г.
Верх страницы Низ страницы