 Administrator
Сообщений: 5513
  Местонахождение: С.-Петербург | Автолик, илоты и рабы – совсем не одно и то же. «Общепринятым» (да и вообще - принятым) такой взгляд никогда не был и быть не мог. Илоты – потомки автохтонного населения Мессении на момент дорийского завоевания, имели довольно сложно определимый статус, не обладали полнотой гражданскими правами, не владели землей (их клеры были поделены между спартиатами), но, тем не менее, не были рабами. Их статус близок статусу фессалийских пенестов. Перевести в доступные термины это можно как «крепостные». Илоты были лично свободными, их нельзя было продавать. Это раз. Во-вторых, обращение в рабство греков греками (в буквальном смысле) стало в широких масштабах практиковаться только к концу V в. А спартанские илоты (мессенцы) были греками.
На тему «Спарта - Лакедемон» – это надо смотреть. Я не думаю, что тут надо упираться рогом (и Вам, и Александру) – был смысловой нюанс или не было. В конкретных случаях он мог быть, а мог и не быть. Граница к Vв. стерлась и употребляли оба названия параллельно, как и в случае с Троей-Илионом (хотя изначально Троя и Илион – по-видимому, разные топонимы; в хеттских текстах они упоминаются – один как название города, второй – страны, причем в совсем разных местах). Я не помню сейчас, что там со Спартой, это можно легко проверить. То есть в принципе, изначально, разница была, но для классического периода она не актуальна.
На тему полисов. На территории Лаконики и лаконской Мессении были города, возможно (и это можно проверить) некоторые из них имели статус полиса, пусть даже урезанный, но ко второй половине-концу VI в., когда Спарта превращается в ту Спарту, какой мы ее знаем, это уже не актуально. Хотя относительное самоуправление сохранялось. Здесь все довольно сложно, т.к. полисы, входившие в Пелопоннесский союз формально сохраняли свой статус, а на деле права их (в первую очередь, по части самостоятельности внешней политики) заметно урезались.
Summary:
В первом вопросе Александр совершенно прав, во втором – вы оба в равной мере правы и не правы (смотря о чем говорить), а что касается третьего – это действительно неоднозначный вопрос, и решать его в режиме перебранки невозможно.
|