Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Hannibal ante portas!"("Ганнибал у ворот") Тит Ливий, XXIII, 16.
- (Добавлено: Михаил)


А.Банникову насчет Заллаки
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
Макс Скальд
Отправлено 1/8/2002 10:56 (#12611)
Тема: А.Банникову насчет Заллаки


Moderator

Сообщений: 4741
2000200050010010025
Местонахождение: Ставрополь
1. О тактике:
Альморавиды перед боем все спешивались и выстраивали глубокую фалангу. Впередистоящие преклоняли колено за своими высокими щитами из дубленых шкур антилоп и использовали свои длинные бамбуковые копья в качестве пик, а задние ряды метали дротики. Отряды конницы или воинов на верблюдах поддерживали пехоту с флангов. В целом, лошадей у Альморавидов было немного – трудно ожидать иного от жителей пустыни. Поэтому, вероятно, сообщения хронистов о всадниках Йусуфа в 1086 г. следует понимать по большей части как свидетельство о всадниках на верблюдах. Его преемники выставляли на войну якобы до 30000 оседланных верблюдов. (Впрочем, источники всегда указывают на большой процент конницы в армиях Альморавидов – очевидно, в основном то была ездящая пехота.) Однако, племена севера Сахары, жившие в несколько большем достатке, нежели их соседи, действительно выставляли настоящих конников в армию Альморавидов. Задачей их было преследование противника после победы мурабитов. Ибн Джалликан уверяет, что в 1086 г. Йусуф велел перевести в ал-Андалус верблюдов в таком количестве, что они заполонили весь Пиренейский полуостров, и рев их поднимался до небес. Лошади франков не выносили их присутствия.

Армии союзников Йусуфа, царей тайф, включали не более нескольких сотен воинов каждая. О тактике андалуссцев в конце XI в. написал Абу Бакр ат-Туртуши: «Пехота со щитами из шкуры антилопы, копьями и дротиками с железными наконечниками строится в ряды, преклонив колена. Их копья покоятся наклонно на их плечах, древко касается земли за ними, острие направлено в сторону врага. Каждый опускается на левое колено, не прислоняя щит к земле. За пехотой отборные лучники, которые своими стрелами могут пробивать кольчуги. За лучниками конница. Когда христиане атакуют, пехота остается на месте, коленопреклоненная, как и раньше. Как только враг приблизится, лучники выпускают тучу стрел, а пехота метает дротики и принимает атакующих на острия своих копий. Затем пехота и лучники расходятся направо и налево и через промежутки, созданные ими, конница обрушивается на врага и причиняет ему то, что пожелает Аллах».

2. О дате:
По всей вероятности, битва началась на рассвете в пятницу, 23 октября 1086 года от Р.Х., 12 раджаба 479 года хиджры или 1124 года Испанской эры. Так говорят многие мусульманские летописи, и христианская хроника подтверждает это, уточняя, что был день Святых Сервандо и Германа. Впрочем, приводятся и иные сведения: пятница 10 раджаба 481 г., «перед восходом солнца» (аль-Кардабус); 13 рамадана 480 г. (12.XII.1087); между 1 и 10 днями рамадана 489 г. Аль-Муним упоминает письмо аль-Мутамида, отправленное в Севилью вечером в день победы, но датирует его 20 раджаба, хотя сам же выше говорит, что битва была 12-го числа. Наконец, последний мусульманский автор, писавший о сражении, Ибн Халдун (1375-1376 гг.), считал, что Йусуф высадился в Альхесирасе и «принял аль-Мутамида и Ибн аль-Афтаса» в 479 (1086) г., а битва «при Залаке» состоялась в 481 (1088) г.!

3. О начале боя:
Однако, источники противоречат друг другу при описании начала сражения. Одни уверяют, что имело место предательство и элемент внезапности со стороны Альфонсо, другие отрицают подобное. Абд Аллах говорит, что в ожидании условленного дня мусульмане держались настороже, но вели себя беззаботно, отдыхали и предавались своему обычному образу жизни. «Так к тому же оказалось и лучше, - позже вспоминал он, - ибо, если бы обе стороны выступили навстречу друг другу, бой закончился бы гибелью большинства мусульманских воинов, что случалось с ними всегда, когда они наступали в день сражения. Напротив, именно христианские воины внезапно атаковали мусульман, которые были не готовы к бою. … Если бы это сражение развернулось между двумя армиями, готовыми к наступлению со встречным ударом, и та, и другая потеряли бы большую часть своего состава, таково правило». Аль-Кардабус тоже полагает, что Альфонсо застал врасплох аль-Мутамида. Мусульмане де не догадывались о нападении, «пока их [христиан] острые мечи не оказались на их шеях, а их длинные копья – в их боках». Однако, если Абд Аллахом в его воспоминаниях двигало желание оправдать свое позорное бегство с поля боя внезапностью и коварством нападения врагов, то аль-Кардабусом, африканским хронистом, его андалусская фобия. Вряд ли им можно безоговорочно доверять.

Обе враждующие стороны в эпоху Реконкисты широко применяли отправку разведчиков и патрулей, надлежало быть всегда настороже. Командиры обязаны были выбирать (в том числе и среди рыцарей) хороших разведчиков (atalayeros) на быстрых лошадях, патрулировавших фланги и идущих впереди войска. Всякий, кто доставил войску информацию о противнике, мог надеяться на вознаграждение, включая перебежчиков. Шпионы, посылаемые к врагу, рассчитывали на половину добычи, взятой в случае победы. Аль-Муним подтверждает, что аль-Мутамид охранял со сторожевыми постами все подступы к лагерю и что его шпионы в христианском лагере услышали о последних приказах Альфонсо – первым атаковать правителя Севильи – разведка всегда было неплохо поставлена в средневековом мире. Впрочем, нельзя, конечно, полностью отрицать и то, что какой-то элемент внезапности мог иметь место при Заллаке.
Однако, вряд ли неожиданное нападение могло случиться на столь открытой взгляду во все стороны равнине Заллаки.
Автор «Rawd al-mitār» полагает, что не было ни внезапного нападения, ни измены своему слову со стороны христиан. По его мнению, Йусуф принял предложение Альфонсо, дабы битва имела место в субботу (24 октября). Но воины спали с оружием и были настороже, опасаясь врагов. Аль-Мутамид убеждал всех и каждого, что нападение случится в пятницу утром, так что внезапности никакой не было. Автор «Al-hulal al-maushîya» пишет, что Альфонсо готовился к бою в пятницу, намереваясь застать правоверных врасплох. Но когда он выступил, прибыли разведчики аль-Мутамида с известием об этом. Аль-Мутамид б. Аббад стал в центре авангарда, аль-Мутаваккиль б. аль-Афтас (царь Бадахоса) на правом крыле и воины из Леванта ал-Андалуса на левом фланге. Альморавиды и войска Магриба оставались в засаде, готовые в любой момент вступить в бой. Следовательно, согласно «Хулалю», не было и вероломного нападения. Ал-Марракуши указывает, что аль-Мутамид еще до начала боя явился со своими людьми к эмиру вооруженным до зубов, сообщив о недоверии к «этой свинье» (т.е. к Альфонсо) и о желании быть наготове на случай боя, который начался на рассвете в пятницу, когда мусульмане молились.

4. Первый этап сражения: поражение андалуссцев
Итак, на рассвете конница Альфонсо внезапно перешла в наступление. Сам король скакал во главе своих воинов. Ибн-аби-Зар аль-Фаси полагает, что Альфонсо разделил свое войско на две части – одну повел лично на Йусуфа, но встретился с отрядом Ибн Айши, посланным на подкрепление андалуссцев; другую – Альвар Фаньес и король Арагона «Ибн Радмир» (т.е. Санчо Рамирес!), которые атаковали аль-Мутамида. Однако, сей источник, «Rawd al-qirtâs», внушает мало доверия. С другой стороны, аль-Кардабус говорит о «двух флангах» армии Альфонсо при наступлении. Поэтому ряд исследователей выдвинули версию о двух направлениях атаки и об участии Альвара Фаньеса в битве с андалуссцами (Д. Ломакс, например). Но атака велась скорее всего по всему фронту, под началом Альфонсо и в одном направлении.

Таким образом, в ходе первого этапа битвы, утром, христианская конница обратила в бегство контингенты союзников Йусуфа и, очевидно, высланные им на помощь подкрепления (1000-2000 воинов), встретив серьезное сопротивление лишь со стороны севильцев, возглавляемых их царем, аль-Мутамидом.

5. Второй этап сражения: победа Альморавидов

Большинство источников – воспользовавшись тем, что христиане рассеялись по всей равнине, преследуя бегущих андалуссцев, Альморавиды Йусуфа перешли Гвадиану и атаковали лагерь Альфонсо, вынудив его прекратить бой с остатками севильцев и вернуться к своему стану, который, очевидно, защищала пехота. Аль-Фаси пишет, что Йусуф выслал многочисленный отряд магрибинцев (во главе с вождем ламтуна и своим родичем Сиром ибн Абу Бакром) на помощь терпящим поражение войскам аль-Мутамида и Ибн Айши, а сам с Альморавидами (сахарскими отрядами) перешел реку и атаковал христианский лагерь. Только тогда Альфонсо повернул назад и встретился с Йусуфом. Ибн Джалликан тоже полагает, что именно нападение Йусуфа на лагерь вынудило христиан вернуться. Андалусские контингенты отправились от шока (это подтверждает, что бежать им пришлось в общем недалеко) и вернулись в бой. Началась схватка невиданной доселе ожесточенности.

Альфонсо выбил Йусуфа, затем тот с новыми силами в свою очередь вытеснил христиан. Атаки и контратаки продолжались одна за другой, пока эмир не бросил в бой свою негритянскую гвардию. Альфонсо был ранен, его войска окружены. Наконец, уже вечерело, когда мусульмане в очередной раз пошли на штурм и выбили уставших и умиравших от жажды христиан из их лагеря.

Только один источник говорит, что Йусуф сначала атаковал самого Альфонсо (а не его лагерь в отсутствие главных сил, о чем сообщают все прочие авторы) и, несмотря на доблестное сопротивление христиан (Альфонсо даже бросил в бой свою схолу – личную гвардию из отборных воинов, которую он берег для решающего момента), им пришлось отступать до своего лагеря.

6. Отступление:
Поскольку на равнине невозможно было закрепиться, христиане "бежали как зайцы".

Аль-Бакри говорит, что Альморавиды не преследовали беглецов, хотя аль-Муним полагает, что царь Севильи участвовал в погоне. Абд Аллах указывает, что большинство христиан погибло во время отступления, чего и следовало ожидать.


С уважением
Макс

P.S. Я когда-нибудь дождусь ответа о источниках и научной литературе, коей пользовался г-н Банников, или нет, а?
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software