Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: Все воздействия, которые мы учитываем на войне, никогда не бывают в точности такими, как их представляет себе тот, кто лично внимательно не наблюдал войну и не свыкся с ней. Клаузевиц.
- (Добавлено: Alexandr)


Sunny
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
Ильдар
Отправлено 4/12/2002 20:17 (#15808 - в ответ на #15718)
Тема: Не знаю поможет Вам или нет



Administrator

Сообщений: 8418
500020001000100100100100
Местонахождение: Россия, Уфа
А.К.Нефедкин. Боевые колесницы и колесничие древних греков (XVI-I вв. до н.э.). СПб, 2001, стр. 37-40.

Проблема происхождения колесницы уходит своими корнями в вопрос о появле­нии колесного транспорта вообще. Такие авторитеты в данном вопросе, как британ­ские археологи Г. Чайлд и С. Пигготт, придерживались моноцентричной гипотезы о происхождении колесного транспорта, полагая, что четырехколесная повозка разви­лась из саней. Однако, если первый исследователь рассматривает Шумер как место появления повозки, то второй указывает на более широкий регион (1). Другие иссле­дователи отмечают синтетическое происхождения колесного транспорта: повозка возникла из комбинации идеи яремно-дышловой тяги у сохи или плуга и платформы у саней или волокуши (2). Причем подчас считают, что от плуга и саней могла возникнуть четырехколесная повозка, а от плуга и волокуши - повозка с парой ко­лес (3). Французский ученый А. Одрикур даже полагал, что повозка с четырьмя колесами возникла из пары двуколок, составленных вместе (4). Вероятно, в чем-то права и отечественный археолог Е. Е. Кузьмина, считающая, что изобрести повозку могли везде, где были известны плуг и сани (5).

Одно из наиболее ранних изо­бражений колесного транспорта мы видим на пиктограмме, представ­ляющей повозку-домик с четырьмя колесами снизу, датируемой слоем Урук IVa (2815 ± 85/3580 г.) (6). Этим же периодом датируется фрагмент печати с фигурой человека, держа­щего вожжи (7). Двухколесную плат­форму со стоящим возницей мы ви­дим уже на фрагменте стеатитового сосуда из храма Сина IX в Хафадже (конец IV тыс.) (8). Но так как на этих изображениях нет оружия, то, вероятно, первоначально подобные повозки использовались лишь как средства транспорта. Поскольку первые изображения повозок происходят из Двуречья, то Г.­ Чайлд, анализируя распростра­нение повозок и указывая на сходство в системе тяги, и выдвинул теорию распространения колесного транспорта из одно­го центра - южной Месопотамии (9). Однако после открытия повозки с трехчастными сплошными колесами около Цюриха (2340 ± 60/3030 г.) и изображения повозок на горшке из Броносицы к северо-востоку от Кракова (3450-3100 гг.), а также даль­нейшего исследования процарапанных изображений повозок, запряженных быками, на стенах мегалитической камерной гробницы из Цюшена в Гессене (3500-2800 гг.) гипотеза Г. Чайлда не выглядит столь убедительной (10).

На современном этапе знаний к полицентрической теории склоняется все больше ученых. Американский ученый Д. Энтони выделяет четыре региона, где в 3300-3100 гг. существовали повозки: Шумер, район распространения культуры колоколовидных кубков (Германия, Польша), область распространения баденской культуры в Венгрии и ямной культуры в южнорусских и украинских степях (11). Немецкий иссле­дователь А. Хойслер считает, что повозки, запряженные быками, появились и в Ев­ропе и на Ближнем Востоке. Причем в первом регионе к концу IV тыс. он выделяет два центра: центральноевропейский, характеризуемый повозками со стационарной и вертящейся осью (Швейцария), и восточноевропейский, с неподвижной осью и вер­тящимися на ней колесами (12). Вместе с тем стоит учитывать, что повозка как весьма прогрессивное изобретение могла быстро распространиться среди различных об­ществ как урбанических культур, так и находящихся на стадии медного и каменного века. Тот же А. Хойслер связывает центральноевропейские повозки с неподвижной осью с влиянием Ближнего Востока, прошедшим через Балканы (13).

Примечания

1. Childe V. G. The Diffusion of Wheeled Vehicles // EAF. 2. 1954. P. 3; Piggott S. The Earliest Wheeled Transport and the Caucasian Evidence // PPS. N. S. Vol. 34. 1969. P. 309; Idem. 'The First Wagons and Carts': Twenty-Five Years Later // Bulletin of the Institute of Archaeology. N 16. 1979. P. 15.
2. Кузьмина Е. Е. Колесный транспорт и проблема этнической и социальной истории древнего населения южнорусских степей // ВДИ. 1974. № 4. С. 70-73; Кожин П. М. К проблеме происхож­дения колесного транспорта // Древняя Анатолия. М., 1985. С. 169-172.
3. Новоженов В. А. Наскальные изображения повозок Средней и Центральной Азии. Алматы, 1994. С. 9; Haudricourt A. G., Delamarre М. J.-В. L'Homme et la charrue a travers le monde. Paris, 1955. Р. 158-160; Ltttauer M. A., Crowel J. Н. Wheeled Veliicles and Ridden Animals in the Ancient Near East. Leiden; Koln, 1979. P. 8-9.
4. Handricourt A. G; Delamarre M. J.-B. L'Homme... P. 162-163; ср.: Кожин П. M. К проблеме про­исхождения... С.170.
5. Кузьмина Е. Е. Колесный транспорт... С. 72.
6. Здесь и далее, исключая Приложение в главе IV (с. 359-407), все даты, кроме специально оговоренных, до нашей эры.
7. Nagel W. Der mesopotamische Streitwagen und seine Entwicklung im ostmediterranen Bereich. Berlin, 1966. S. 1-2, 65. Abb. 1b, 2; cp: Hancar F. Das Pferd in prahistorischer und fruher historischer Zeit. Wien; Munchen, 1956. S. 413.
8. Nagel W. Der mesopotamische Streitwagen... S. 2; 65. Abb. 3.
9. Childe V. G. The First Waggons and Carts - from the Tigris to the Severn // PPS. N. S. Vol. 17. 1951. P. 193; Idem. The Diffusion... P. 9, 17. Его поддерживают: Кларк Дж. Г. Д. Доисторическая Европа: Пер. с англ. М., 1952. С. 301-302; Гамкрелидзе Т. В., Иванов В. В. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Т. II. Тбилиси, 1984. С. 737-738; Кожин П. M. К проблеме происхождения... С. 176; Новоженов В. А. Наскальные изображения... С. 229-230; Hancar F. Das Pferd... S. 412-413; Anderson J. K. Ancient Greek Horsemanship. Berkeley: Los Angeles, 1961. P. 7; Piggott S. The Earliest Wheeled Transport from the Atlantic Coast to the Caspian Sea. London, 1983. P. 63 (с оговорками). К сожалению, более новая работа С. Пигготта осталась мне недоступной (Piggott S. Wagon, Chariot and Carriage. London, 1992).
10. Piggott S. The Earliest Wheeled Transport and the Caucasian Evidence. P. 309, 312; Idem. The Earliest Wheeled Transport... P. 33, 41, 61-63, 240; Новоженов В. А. Наскальные изображения... С. 125, 144.
11. Anthony D. W. Horse, Wagon & Chariot: Indo-European Languages and Archaeology // Antiqui­ty. Vol. 69. 1995, N 264. Р. 558.
12. Hausler A. Archaologishe Zeugnisse fur Pferd und Wagen in Ost- und Mitteleuropa // IP. S. 219. Abb. 2; Idem. Zum Ursprung der Indogermanen. Archaologische, anthropologische und sprachtwissenschaftliche Gesichtspunkte // EAZ. Jg. 39. 1998. Hf. 1. S. 10. Конструкцию погребальных четырехко­лесных повозок ямной культуры см.: Избицер Е. В. Погребение с повозками степной полосы Восточной Европы и Северного Кавказа. III-II тыс. до н.э.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. СПб., 1993. С. 20-21; также см.: Чередниченко Н. Н., Пустовалов С. Ж. Боевые колесницы и колесничие в обществе катакомбной культуры (по материалам раскопок в Нижнем Поднепровье) // СА. 1991. № 4. С. 206- 216.
13. Hausler A. Archaologishe Zeugnisse... S. 219.

Рисунки

Пиктограммы глиняных табличек, слой Урук IVa (2815 ± 85 г. до н.э.). Пиктограммы показывают постепенную эволюцию саней в четырехколесную повозку, которая, очевидно, появилась несколько ранее двухколесной. Возможно, данные повозки первоначально носили культовое и церемониальное значение, как показывает протоэламская плакетка. Воспроизведено по изданию: Littauer M. А., Crouwel J. Н. Wheeled Vehicles... Fig. 1.

Одно из древнейших изображении повозки. Глиняный горшок из Броносицы, Польша (IV тыс. до н. э.). Повозка, очевидно культовая. Об этом напоминает сосуд (?), поставленный на повозку. Воспроизведено по изданию: Hausler A. Archaologishe Zeugnisse fur Pferd und Wagen in Ost- und Mitteleuropa // IP. S. 224. Abb. 6.

Еще картинка без подписи: http://www.xlegio.ru/ildar/wagon-0.gif

Picture1: http://www.xlegio.ru/ildar/wagon-1.gif
Picture2: http://www.xlegio.ru/ildar/wagon-2.gif
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software