|
 Dux
Сообщений: 946
     
| Хотелось бы присоединиться к возражениям Ильдара по поводу некоего "усвоения" сложных китайских и мусульманских осадных технологий монголами 1-й половины XIII века, "обучения и подготовки кадров для своих артиллерийских и инженерных частей".
Монголы в течение всего этого периода оставались неграмотными кочевниками, включая и верхушку. Психология неграмотного человека качественно отлична от психологии грамотного - у неграмотного малоразвита способность к абстрактному мышлению (на эту тему есть интересные исследования, в частности, проведенные в раннесоветское время в Казахстане и Киргизии). Неграмотное, бесписьменное общество принципиально неспособно к созданию и "усвоению" сколько-нибудь сложных машин, основанных на абстрактных принципах механики и баллистики.
Из этого, конечно, не следует, что Чингизхан и другие монгольские вожди были неспособны понять пользу сложных чужеземных приемов полиоркетики. Они видели их эффективность, по достоинству её оценивали и стремились ставить себе на службу носителей такого рода знаний и умений. Но это было не усвоение, а достаточно механическое приобретение иностранной техники вместе с прикрепленным к ней персоналом. При том, что эта техника и вложенные в неё знания оставались монголам чужды и непонятны.
Для большей ясности приведу пример с неграмотными и дикими афганскими муджахедами или ангольскими партизанами-унитовцами, которых инструкторы из ЦРУ обучали запускать "Стингеры" ("Стингер" - переносной ЗРК) по советским вертолетам и самолетам. Безусловно, эти партизаны понимали пользу от "Стингеров". Они были в состоянии заучить минимальную последовательность действий при пуске "Стингера" (увидел самолет - пропустил его, чтобы был виден факел двигателя - навел ЗРК в сторону самолета - перевел рычажок, зажглась красная лампочка - как только лампочка стала зеленой, нажал крючок - после вылета ракеты спрятался). Но такие понятия, как "инфракрасное излучение", "блок питания", "ракетный двигатель", "охлаждение боеголовки" оставались для них пустым звуком. Без понимания, какую роль играют составные части, каковы принципы действия, невозможно полноценное обслуживание, не говоря уже о воспроизведении. Даже если полезность устройства вполне ясна. Возможно лишь чисто обезьянье воспроизведение указаний инструктора. Стоит инструктору исчезнуть, и через какое-то время такое оружие неминуемо придёт в негодность и исчезнет из боевой практики данного племени.
Возвращаясь к монголам XIII века, можно сказать, что они сумели поставить себе на службу китайских и мусульманских инженеров, сумели освоить применение изготовленной ими техники. Но сказать, что они переняли знания и умения этих инженеров, никак нельзя. Лучшее тому доказательство - быстрая деградация осадных приемов отдельных татаро-монгольских орд по мере утраты ими господства над старыми цивилизациями Китая и Средней Азии. Например, Золотая Орда к середине XIV века сохранила "чингизхановскую" конную полевую тактику и организацию (её можно было наблюдать еще в битве на Ворскле в 1399 г.), но совершенно утратила прежние осадные навыки. Тохтамыш при нападении на Москву в 1382 г. не мог использовать ничего, кроме обстрела из луков и обычных штурмовых лестниц (любопытно, что из Москвы ему отвечали и из самострелов, и из пороков, и даже из пушек). Как кажется, и у собственно монголов после 1368 г. имела место такая же деградация. Разве это не свидетельствует о том, что полиоркетика оставалась для монголов чем-то внешним, временно приобретенным, но не усвоенным и не освоенным по-настоящему.
Надсмотрщик над инженерами, вроде Аньмухая, это еще не "артиллерийский и инженерный кадр". | |
|