Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Счастье улыбается в течение долгого времени только тому, кто его достоин" (А. фон Шлиффен, речь 25 ноября 1900).
- (Добавлено: Рорт)


Для diu - Английская средневековая военная униформа
Модераторы: Дмитрий, Клим

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Armamentarium Формат сообщения 
 
Макс Скальд
Отправлено 9/12/2001 15:37 (#3423)
Тема: Для diu - Английская средневековая военная униформа


Moderator

Сообщений: 4741
2000200050010010025
Местонахождение: Ставрополь
Военная униформа

Одетые в униформу (т.е. носящие ливреи) войска были обычным делом для Англии еще до начала Столетней войны.
Однообразно одеты были все пехотинцы-латники от графств (не в акетоны!) в 1322, контингент с земель королевы Изабеллы в Холдернессе (200) в 1327, военные инженеры в 1333, войска из Лондона в 1334. Сопровождавшие сэра Томаса Утреда в 1335 600 лучников-лондонцев тоже были одеты в «одежду одного вида». Описание такой одежды дают счета 1338 на оплату расходов города Лондона, выставившего королю во Францию 40 латников и 60 лучников: «За покупку 346 ½ локтей [15592,5 дюйма] красного и зеленого сукна, на платье [так иногда называли и ливреи], 22 фунта, 19 шиллингов, 9 пенсов. За покупку 70 локтей [3150 дюймов] попоны на их капюшоны, 4 фунта, 7 шиллингов, 6 пенсов. За шитье такого платья и капюшонов …».

В 1337 впервые униформу («однообразно одеты») получают валлийские солдаты. Не позже 1346-го копейщики и лучники из Уэльса, Чешира и Флинта начинают одеваться в зеленый и белый цвета, и позднее эти краски станут национальными цветами Уэльса. Так, 14 сентября 1346 мастер Джон де Брюнем, клерк Эдуарда, принца Уэльского, получил приказ закупить зеленое и белое сукно на куртку («куртпи» - вероятно, укороченная туника) и капюшон («шаперон»; иногда это слово ошибочно переводят как «шляпа») для каждого из валлийских лучников из Флинта на службе его господина. Обе одежды должны были быть наполовину зелеными (справа) и наполовину белыми (слева). 4 французских волынщиков Черного Принца носили одежду из «полосатого» сукна вместе с кольчугами (на двух) и шапель де фер (на одном) в 1355-м. Но вся его прочая пехота при Пуатье была одета именно в зелено-белую униформу. При Креси валлийцы носили эмблему в виде лука-порея (или само растение?), символ Уэльса. В поэме, описывающей военную свиту валлийского магната Горонви ап Тюдора (ум.1382) во Франции, есть слова «в день торжества яркий и пестрый наряд их покрыл все вокруг, и все сделалось ослепительно зеленым». Очевидно, речь идет о зеленой ливрее воинов Горонви.

В 1434/5 году Генрих VI раздал своим придворным ливреи, которые были преимущественно зеленые летом, но его высшие чиновники носили багровые, кроваво-красные и фиолетовые цвета. «Сержанты при оружии» короля носили багровое и «доброе полосатое солсберийское сукно». Многие из придворных слуг рангом пониже оделись тогда в смесь серо-голубого и полосатого сукна. Эдуард III носил сюрко или цветов своей ливреи (сине-красная; хотя его отец и дед применяли ливрейные цвета красный и белый), или гербовое (как на его VI Большой печати, 1340-72), но Генрих V надевал в бою сюрко с гербом.

Свиты крупных магнатов носили ливреи своих сюзеренов с XIII в., а придворные эмблемы (значки, «бэджи») использовались вассалами некоторых лордов с начала XIV столетия. Общественное мнение признавало такое право за магнатами. Статут 1390 запретил давать ливрею йомену-лучнику либо иному человеку ниже званию эсквайра, «если он не является слугой семьи, живущим в доме». Ливрейные цвета Оксфордов красный и желтый, Богунов, графов Уэссекс, синий и белый, Перси, графов Нортумберлендов, оранжевый, желтый и красно-коричневый (хотя были и исключения). Как средство идентификации и знак верности лорду (чеширские лучники Генри Перси «Готспера» при Шрусбери в 1403 носили на одежде эмблему в виде белого оленя – символ Ричарда II, свергнутого Генрихом IV) бэджи распространяются с середины века и до начала века XVI-го не знают себе равных по популярности. Они иногда носились на «рукаве» или левом плече, но, как правило, нашивались на грудь и спину ливреи. Так, в 1415 Генрих V вручал патент на капитанство в Кале Ричарду Уорвику, которого сопровождали его многочисленные вассалы в красных куртках с белым зазубренным посохом спереди и сзади. В 1439 лучники сэра Джеймса Скидмора, нанятые графом Ормондом для экспедиции Ричарда, герцога Йоркского во Францию, получили от герцога каждый пончообразный «хук» (или «хеук»). В 1450 повелено, чтобы «каждый лорд с его свитой» носил «пояс» (bendys – геральдическая диагональная полоса или лента на одежде; здесь: шарф через плечо) поверх лат так, ибо «каждый лорд должен отличаться от другого».

Однако, несмотря на однообразие в цветах, покрой ливрей, очевидно, варьировался от одного солдата к другому, поскольку несколько документов упоминают, что воин получал обычно только материал от «работодателя» (одежда или сукно выдавались, как правило, дважды в год – на Рождество и Троицын день) и сам отвечал за шитье из него униформы.

Первое упоминание о красном кресте Св. Георгия (со времен Эдуарда I – покровитель Англии) на белом фоне как национальном военном знаке отличия встречается в «Военных артикулах» Эдуарда III (середина XIV в.). Хотя пехота Эдуарда I носила «ленты» с красным крестом Св. Георгия на одежде еще в валлийских войнах. И в 1295 ополченцы надевали однообразные белые куртки.
Известно, что в начале битвы при Креси французские рыцари устроили избиение стоявших у них на дороге своих же генуэзских арбалетчиков. Самой распространенной эмблемой генуэзцев был красный крест, иногда тоже на белом фоне. Поэтому не исключено, что эта бойня усугубилась не высокомерием дворян, а тем, что в пылу битвы французы просто перепутали своих арбалетчиков с англичанами из-за сходной эмблемы.
Согласно хронике Джеффри ле Бейкера, в ходе кампании Черного Принца 1355 «было обнародовано воззвание ко всей армии, что каждый должен нести герб Святого Георгия». Позднее, по случаю экспедиции в Шотландию (1385), ордонанс Ричарда II установил, что «всякий и каждый, какого бы он ни был положения, состояния или нации, при условии, что он будет на нашей стороне, будет нести большой знак из герба Св. Георгия впереди и другой (знак) позади». Ко времени Азенкура Генрих V приказал, чтобы «всякий человек, любого состояния и положения, будущий на нашей стороне, нес ленту Святого Георгия достаточной ширины» на одежде (спереди и сзади). Согласно действовавшим законам, смертная казнь ждала любого вражеского воина, пойманного носящим Георгиевский крест. Генрих V ужесточил правила. По его указу, убийство одним англичанином другого англичанина во время войны не считалось преступлением, если последний не имел креста на одежде или доспехе. «Хроника Бертрана Дюгеклена» сообщает, что, убив английского рыцаря, Бертран захватил его доспехи, но снял с них «алый крест», заменив его белым французским. Солсбери, спеша на выручку Кларенсу при Боже, заставил своих людей надеть белые кресты и убедил местных крестьян, что он шотландец (Жювеналь дез Юрсен).
К концу Столетней войны большая часть английской пехоты носила поверх доспехов короткие белые куртки с красным крестом (во всю ширину и длину одежды) на груди и спине. Хотя французские манускрипты иногда изображают на англичанах и разноцветные камзолы, но тоже с красными крестами (хотя и поменьше). Однако на миниатюре одного из первых изданий хроник Фруассара показан такой же большой крест, как и в английских рукописях, но куртка, что интересно, явно цвета небеленого холста, а не белая.
Допускалось пришивать на белую куртку с крестом эмблему своего лорда.


В сражениях Войн Роз роль эмблем и ливрей в сражениях была велика, если не сказать огромна. Ведь они служили (за исключением штандартов и знамен) единственными средствами идентификации воюющих. Знающий человек уже по внешнему виду солдат того или иного отряда мог определить их принадлежность к той или иной армии. Если же это не удавалось, ошибка могла стать роковой. «Но случилось так, что на людях графа Оксфорда была ливрея их лорда, и спереди, и сзади, которой была звезда с лучами, которая (была) очень похожа на ливрею короля Эдуарда, солнце с лучами; и туман был столь плотным, что человек не мог с пользой отличить одну вещь от другой; поэтому люди графа Уорвика закричали и сразились с людьми графа Оксфорда, … полагая, что они люди короля Эдуарда; и вскоре граф Оксфорд и его люди закричали «измена! измена!» и бежали с поля с 800 людей [т.е. в числе 800]». С ливреями связаны и военные хитрости (Уэйкфилд). Эдуард IV, высадившись в Англии в 1471, на первых порах скрывал свои истинные намерения, и заявлял, что претендует лишь на герцогский титул своего отца. Поэтому перед горожанами он «носил страусиное перо, ливрею принца Эдварда», подчеркивая тем самым даже внешне свою мнимую лояльность режиму Уорвика. Перебежчики демонстрировали своим бывшим противникам эмблемы их лидеров (как при Нортгемптоне). Спасавшиеся с поля боя первым делом срывали с себя ливреи проигравшей стороны (при Лоузкоутфилде), или же пытались надеть ливреи победивших. Так поступил маркиз Монтегю при Барнете (правда, он тут же был по ошибке убит одним из собственных солдат).

При коронации Ричарда III было роздано 26000 фланелевых эмблем в виде вепря. Маргарита Анжуйская, во время своей «агитационной» поездки по Ланкаширу и Чеширу в 1458/1459 году раздала своим сторонникам там множество эмблем в виде серебряного лебедя. «Различным слугам короля, не только из его благороднейшей опочивальни, но и другим служащим разных его должностей и другим разным людям, королевским высочеством и благоволением назначенных и утвержденных для сопровождения и прислуживания перевозки и доставления через море высокочтимой и высокородной принцессы леди Маргарет, герцогини Бургундской … иметь по королевскому пожалованию к тому же времени куртки из шерстяного сукна багрового и синего …» (18 сентября 1480). Многие из этих лиц – придворные джентльмены и слуги двора. Всего тогда 100 лиц получили по ярду сукна на ливрейные куртки, из них 10 слуг сэра Эдварда Вудвиля и 4 слуги сэра Джеймса Рэтклифа. Оба этих рыцаря-телохранителя получили сами за службу по ярду пурпурного (!) и по ярду синего бархата для шитья их курток. Кроме того, бывшим в числе тех ста человек 2 рыцарям (с 8 сопровождающими) и 2 эсквайрам (с 4 слугами) из личной охраны короля дано по 2 ярда пурпурного и синего шелка на другие куртки. Команде королевской баржи (24 человека и шкипер) 24 июля выдали ко времени прибытия в Лондон Маргариты Бургундской 25 сине-багровых ливрейных курток, «украшенных небольшими вышитыми розами» (48 штук на всех), а еще «4 другим лицам» те же сине-багровые куртки «с 8 большими вышитыми розами». Пятью годами ранее Эдуард оплатил длинный просроченный счет за малиновое сукно для «поясов» (плечевые шарфы) его рыцарей и оруженосцев, которые сражались при Тоутоне в 1461. Свиты Эдуарда V (500 человек) и его дядей Ричарда Глостера (600) и герцога Бэкингема (300) 4 мая 1483 вступили в столицу в нарядах из черного сукна в знак траура. Сам король тогда был в синем бархате.

Бургундские и французские солдаты, вероятно, до зачисления на английскую службу носили в Британии ливрею своего герцога (из синей и белой половин с красным Андреевским крестом) или короля (обычно, красная с белым крестом). У бретонцев эмблемой на одежде служил черный крест Св. Ива на белом, и белый Андреевский крест – у шотландцев.

Но несмотря на бурный расцвет практики ливрей и бэджей, «общеармейской» ливреей англичан по-прежнему служила белая куртка с красным крестом Св. Георгия. Эдуард IV в письме Глостеру и Нортумберленду касательно подготовки похода в Шотландию (1481) наказывал, чтобы «каждый, кто будет сопровождать короля … должен иметь на себе белую куртку с крестом Св. Георгия, пришитым на нее …». Всякому желающему разрешалось тоже иметь «эту особую эмблему» на куртке до тех пор, пока не переоденется или же замарает ее. В 1488 при Сен-Обене вся англо-бретонская армия носила белые мундиры с красным крестом. Исследования показали, что эта куртка была весьма распространенной вещью в английских армиях XV в. (также см. ниже – 1482), которые часто выглядели внешне однообразно, по крайней мере, на расстоянии. Позднее белые мундиры станут основной униформой армий Тюдоров.

Обычно для ливреи выбирали цвет гербового щита лорда, а для каймы и, иногда, подкладки – цвет основной фигуры поля герба. Как у графа Уорвика (герб Невила – серебряный Андреевский крест на червленом поле). В январе 1458 он явился на Большой совет в Вестминстере, сопровождаемый 600 солдат в красных куртках, с вышитым белым изображением зубчатого посоха (эмблема лорда, но не фигура с его герба!). В эпоху без средств массовой информации, не было способа лучше объявить: «Здесь Уорвик!». Баллада «Песнь леди Бесси» сообщает, что все 3000 людей сэра Уильяма Стенли при Босворте были одеты в ливреи
Столь же красные, как чья-то кровь,
На них была помещена во весь рост голова оленя ….
Другая баллада, «Роза Англии», описывает «куртки, что были из белого и красного …». Очевидно, ливрея Стэнли имела белый бэдж, белую кайму и подбой.
Впрочем, геральдические правила строго не регулировали выбор красок для ливрей. Поэтому некоторые образцы никак не соответствовали. Так, ливрея семьи Перси красно-коричневая (russet), желтая и оранжевая (tenne) с синим стоящим львом, но краски герба – лазурь и золото. Ливрея графа Оксфорда была оранжевой, а его герб состоял из красных и золотых четвертей. И у лорда Стэнли цвета герба серебро и лазурь, а ливрея оранжево-зеленая.

В источниках ливреи часто описываются как из фона одного цвета и с вышитым изображением (бэджем владельца) другого цвета (такова ливрея Ричарда Невила, графа Уорвика), или же состоящие из вертикальных полос в стиле триколора (ливрея Перси). Некоторые исследователи полагают, что ливреи могли еще делиться на 4 равные части – две первого цвета, две – второго, и такие образцы носят члены современных военно-исторических ассоциаций. Но наиболее распространенным вариантом расцветки ливреи, несомненно, был «per pale». Т.е., скажем, при синем и белом цветах – одна половина куртки синяя, вторая – белая. По мнению некоторых авторов, данный тип ливреи не находит подтверждения в современных источниках. Однако, в начале июня 1469 г. Джон Пастон II в письме брату писал о том, что король скоро посетит г. Норфолк в сопровождении Джона Моубрея, герцога Норфолка. «У него [т.е. герцога] будет 200 [воинов] в ливрее синей и оранжевой (tawnye), и синей на левой стороне, и оба темных оттенков». Королева Маргарита снабжала своих людей рудиментарной униформой. Ее описал один из тех, кто сам ее носил (Псевдо-Григорий) при Втором Сент-Олбансе (1461): «и все люди лордов несли ливрею своих лордов, так что каждый мог опознать своё содружество (fellowship) по ливрее. И помимо всего этого, каждый человек и лорд нес ливрею Принца, которая была полосой малинового и черного со страусовыми перьями…». Т.е., малиново-черный диагональный геральдический пояс (полоса) с эмблемой, надетый (как шарф) либо нашитый поверх ливреи лорда. И Эдуард IV велел в 1482 армии в Шотландии носить белые куртки с крестом Св. Георгия спереди и сзади и эмблемой их капитана на груди. Униформу получили и гвардейские йомены Генриха VII – туника из белых и зеленых вертикальных полос, на груди и на спине с эмблемой в виде красной розы внутри зеленого виноградного венка.


Следуя примеру французских и фламандских городов, создаваемые английскими городами отряды часто имели однообразную одежду. Праздничные одеяния наиболее значительных горожан Лондона были фиолетового цвета, а их мэр при этом одевался в алое. В таком виде, например, они встречали Эдуарда V в мае 1483, Ричарда III в ноябре 1484 и Генриха VII в августе 1485 (хроника Роберта Фабиана). Сто человек, собранных Ковентри в 1455 г., получили ливрею из зеленой и красной полос, а их капитан носил разноцветный костюм. Контингент г. Рая в армии Уорвика (1461) носил красные куртки. Счета казначея Ноттингема за 1463-1464 гг. перечисляют расходы на красное сукно на куртки для отправленных к королю в Йорк солдат и на тонкое красное сукно для капитана. Также они упоминают белые фланелевые «буквы» - форма идентификации в виде первых букв названия города, нашитая на куртки (вероятно, на клапане другого цвета, пришитом на рукаве). Ливрея города Йорка была красно-белая, вероятно с белым львом в качестве эмблемы. Ополченцы Кентербери, отправленные в состав гарнизона Кале в 1470 г., носили куртки (jackettes) из красного сукна (по 3 шиллинга за ярд) с эмблемами (розами) из белой «кирзы» – грубого сукна. Правда, возможно, что в последнем случае речь идет не о городской ливрее, а о варианте ливреи Уорвика как капитана Кале. Данное предположение можно подкрепить тем обстоятельством, что побывавший тогда же в Кале французский придворный Филипп де Коммин сообщает о ношении всем гарнизоном ливреи Уорвика и его эмблемы (сучковатый посох). «… Мне сказали, что, как только они получили вести из Англии [захват власти Уорвиком], менее чем за четверть часа все уже носили эту эмблему – настолько перемена произошла быстро и неожиданно; и я впервые тогда понял, сколь в этом мире все неустойчиво».
Бэджи йоркистских городов можно представить из «Стихов на битву при Тоутоне». У Бристоля – белый корабль, у Кентербери – борона, Ковентри – черный баран, Глостер – дракон, Лестер – грифон, у Ноттингема – Св. Георгий, а у Вустера – волк.

Парадное одеяние Рыцарей Подвязки (орден основан в 1348 и включал 25 членов) включало красную шапку и кафтан типа рясы с капюшоном и с меховой отделкой и подбоем. Цвет кафтана на современных миниатюрах белый, но в счетах Гардероба он указан как синий. И первое описание одежды кавалеров ордена сообщает о хламиде (мантии), верхней тунике (сюрко), тунике и капюшоне из синего сукна, «усыпанного подвязками». Кафтан расшивали примерно 50 эмблемами ордена: темно-синяя подвязка в кружок, с золотой пряжкой и шпеньком. На подвязке вышит шелком и золотом девиз – «Hony soit qui mal y pense» («Позор тому, кто плохо об этом подумает»). Настоящую одежду носили на левой икре, и поверх лат тоже.
И, в заключение, несколько слов об экзотичном костюме одного из участников Войн Роз. Джон Лонгстротер был братом-рыцарем Ордена Св. Иоанна (или Госпитальеров; Рыцари Родоса) на протяжении многих лет. К 1448 он был заместителем-тюркополье (должность, отвечающая за береговую оборону) Госпиталя, 5 лет спустя – кастеляном Родоса, а в1467 стал великим командором Кипра. Два года спустя он выбран великим приором Англии, при Эдуарде IV служил казначеем королевства, но позднее перешел к ланкастерцам и сражался при Тьюксбери. После этой битвы он был захвачен йоркистами и казнен. На миниатюре около 1485 приор показан перед казнью в черной безрукавной мантии поверх доспехов, с белым мальтийским крестом слева на груди, вместо походной одежды госпитальеров – красного супервеста (табарда) с белым крестом во всю грудь и спину. Такое исключение от привычной практики объясняется, вероятно, тем, что Лонгстротер сражался при Тьюксбери не как представитель ордена, а как светский лорд. Ношение орденского костюма в таких случаях запрещалось.

Примечание:
Данный очерк составляет часть моих работ по армиям Столетней войны и Войн Роз. Я подчеркиваю, что он не претендует на всеобъемлющий характер, не свободен от ошибок и нуждается в дополнениях. К нему прилагались таблицы цветов ливрей и описаний основных эмблем различных лордов и королей эпохи Столетней войны (40 персон) и Войн Роз (около 70 персон), но я не знаю, как их можно перенести на форум в нормальном виде. К тому же, я думаю, можно обойтись и без них.

Нечитайлов Максим
kniga@statel.stavropol.ru
© 2001
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software