Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: «Врага не стоит считать идиотом, даже если ты сам идиот». (с) Андрей Билецкий, командир батальона «Азов», 29.08.2014, после штурма Иловайска
- (Добавлено: Михаил)


О генезисе центральноазиатского доспеха (Автолику)
Модераторы: Дмитрий, Клим

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Armamentarium Формат сообщения 
 
Altaica Militarica
Отправлено 20/12/2001 22:47 (#3929)
Тема: О генезисе центральноазиатского доспеха (Автолику)



Magister utriusque militiae

Сообщений: 7179
50002000100252525
Местонахождение: Москва
Уважаемый Автолик!

Касательно генезиса центральноазиатского доспеха рекомендую обратиться к статье А. Куршакова на сайте XLegio, где автор подробно рассмотрел конструкцию японского доспеха типа "о-ёрои" 12 в., являющуюся одной из форм доспеха центральноазиатского.

В статье подробно рассказано о конструкции доспеха, автор демонстрирует хорошее знание японской терминологии, приводятся конкретные примеры доспехов и дана схема, объясняющая взаиморасположение элементов.

Однако автор, видимо, пользуется только японскими источниками и поэтому допускает неточность, уверяя, что наплечники "содэ" генетически восходят к японскому щиту.

На деле японский доспех, известный еще по изображениям погребальных статуэток "ханива" начала нашей эры, происходит от типичного центральноазиатского доспеха, который возник не позднее 6-5 в. до н.э., что нашло отражение в китайском военном трактате "У-цзы" 5 в. до н.э.

В переводе Н.Конрада сказано, что княжеские мастерские царства Вэй усиленно изготовляют панцири из кож, которые красят в голубые и красные цвета, являющиеся самой характерной раскраской и для японских доспехов позднейшего времени. К сожалению, сейчас под рукой нет замечательного перевода Конрада, поэтому цитирую по переводу Е.И. Сидоренко:

"Ныне вы, государь, в периоды четырех времен года заставляете бить скот и заготовлять кожи для одежды. Недостаток на коже устраняют красным лаком, окрашивают красным и голубым цветом, выжигая на них изображения носорога и слона. Если такую одежду надеть зимой, она не греет, если надеть ее летом, она не охлаждает"

Т.о. смело можно отнести возникновение центральноазиатского доспеха к 6-5 вв. до н.э., причем были обнаружены как остатки подобных доспехов, так и прямые письменные свидетельства типа "У-цзы".

Археологические исследования говорят о том, что в процессе складывания в нижнем течении р.Хуанхэ древнекитайской народности "хуася" (эпохи Шан-Инь и Чжоу) отмечены сильнейшие влияния т.н. скифо-сибирской культуры на формирующийся народ. Культура бронзы, как считают многие ученые, была привнесена в бассейн Хуанхэ, где уже существовали многочисленные местные неолитические культуры под общим названием Ся, западными полукочевыми племенами Шан, создавшими свое государство в бассейне Хуанхэ. Связи Западного мира и Китая не прекращались и на протяжении всех последующих веков. В 12 в. до н.э. династия Шан была сметена новой волной пришельцев, создавших государство Чжоу.

Новые правители продолжали приводить с собой все новые и новые племена, используя их для междоусобной борьбы. В 8 в. до н.э. пала столица династии Чжоу под натиском племен ди (иранские племена) и жун (тибетские племена). Столицу переносят на Восток и возобновленная династия получает название Восточного Чжоу.

Активное участие племен кочевников в военно-политической жизни Китая приводит у хуася как к развитию собственного военного искусства, так и к активным заимствованиям у пришельцев (колесницы панцири, мощные луки, бронзовое оружие).

Виды китайских панцирей можно проследить на знаменитых статуях "глиняной гвардии" Цинь Ши-хуана. Это как металлические пластинчатые панцири (иногда неполные), так и кожаные панцири, составлявшиеся из кожаных полосок аналогично описанным Куршаковым японским панцирям. Многие предметы вооружения делаются в те времена из дерева (шлемы, наручи и поножи). Уже на статуях "глиняной гвардии" прослеживаются наплечники типа "содэ", получившие свое развитие как у центральноазиатских племен, так и у палеоазиатских племен и той волны переселенцев, которая захлестнула в начале 1 тысячелетия до н.э. Корейский полуостров и Японские острова.

Т.о., при посредстве племен сушэнь, относимых к тунгусо-маньчжурской группе, возникают 2 изолированных очага развития доспехов, имеющих крайне редкие и нерегулярные контакты с остальным центральноазиатским миром: Япония и Крайний Север.

Поножи из деревянных пластин и ламаллярный доспех известны как по археологическим находкам, так и по описаниям этнографов (самое яркое описание у В. Тан-Богораза) у народов, населявших Чукотку и Камчатку.

Опосредованное (через племена иннуитов-эскимосов) влияние таких панцирей прослеживается и на Аляске среди индейцев-тлинкитов.

Наплечники древних центральноазиатских панцирей развиваются у чукчей в своеобразные "крылья-щиты", не мешающие действовать копьем и топором в рукопашной схватке. Моржовая и лахтачья (вид нерпы- прим. А.) шкура была практически непроницаема для каменного и костяного оружия, поэтому хорошо обеспеченные подобным доспехом чукотские племенные дружины одерживали частые победы над эвенками, коряками и эскимосами. С началом проникновения русских на Чукотку чукчи оказали яростное сопротивление колонизации и в 1747 г. разбили на р. Орловой отряд "Ивана Якунина" (по данным чукотского фольклора, реально же считается, что это был отряд майора Павлуцкого). При этом отмечается, что латники были как у русских (сибирские казаки и буряты?), так и у чукчей. Военное равновесие, установившееся на границе, было во многом обязано как высокой профессиональной подготовке чукотских воинов, так и их весьма серьезному вооружению, как наступательному, так и оборонительному.

Южнее племена якутов, производительные силы которых развивались гораздо быстрее, перешли к производству металлических панцирей, изготовленных аналогично древним кожаным доспехам. В "Олонхо" упоминаются поединки боотуров, облаченных как в кожаный,так и металлический доспех. Причем массивный кожаный доспех был ненамного легче металлического. Более западные соседи якутов - манси и ханты - лакировали кожаные доспехи рыбьим клеем, аналогично китайско-центральноазиатской традиции. При этом доспехи были блестящими "как ногти".

Народы Южной Сибири, принявшие участие в движении на Восток, очень рано перешли к изготовлению металлических панцирей - в Омской области такие находки датируются не позднее 3-2 вв.до н.э., южнее - 6-5 вв. до н.э. Типологически именно эти панцири и послужили протитипом доспехов, названных в Японии "ёрои".

Несмотря на высокое развитие металлургии в этом регионе, традиционно продолжали производиться деревянные предметы защитного вооружения - еще в 7-10 вв. н.э. китайцы отмечали у народа цзянькунь (кыргызы) деревянные наплечники, наручи и поножи, конструктивно схожие с японскими металлическими образцами. К 5-7 вв. н.э.относятся находки остатков деревянных шлемов.

Двигаясь на Юго-Восток, центральноазиатские племена столкнулись с древнекитайскими государственными образованиями. Часть этих племен влилась в формирующуюся народность хуася, а часть двинулась дальше.

На территорию Маньчжурии, Приморья и Северной Кореи пришла новая волна конных варваров, принесших с собой мощный доспех и навыки конного боя. Примечательно, что в курганах, расположенных на территории Юго-Восточного корейского царства Силла обнаружены мечи скифского типа. Предполагается, что эти мечи принесли с собой племена дунху (монголоиды), кочевавшие по соседству с племенами бэйху (европеоиды, говорившие на иранских наречиях), у которых такие мечи входили в обычный комплекс вооружения.

При посредстве народа ва, жившего как в Юго-Западной части Корейского полуострова, так и на Японских островах, центральноазиатский прототип доспеха о-ёрои попал в Японию, где был принят на вооружение протояпонскими племенами.

В дальнейшем корейские племена е и мэк, а также окчо, ымну, пуё и когурё продолжили Северо-Западную традицию изготовления доспехов, переданную им их воинственными предками. При этом распространяется обычай лакировать доспехи, а не пропитывать их смолой - так, племена пуё, возглавившие государство Пэкче, производили т.н. "кымхюгэ" - доспехи золотистого цвета, покрытые лаком одного из виов лакового дерева, произраставшего на подвластных Пэкче островах. Один из таких комплектов был подарен пэкческим ваном императору династии Тан Ли Шиминю в 7 в. Примечательно, что этот доспех относился к типу ёрои.

Также распространилось назначение доспеха как униформы - доспехи "кай/кэ/ёрои" стали производится с разными завязками и шнуровками. В "Самгуксаги " прямо указано, что эти шнуровки, а также цветные отвороты подкладок шлемов (еще одна аналогия с японским доспехом) служили для определения принадлежности солдат и офицеров к той или иной части.

О количестве производимых и используемых доспехов можно судить по тому, что, например, мужунские и когурёские вожди распряжались воинскими контингентами из 5-10 тысяч всадников, которые назывались "железными".

При этом неоднократно упоминается, что большая часть набегов на Китай производилась именно этими высокопрофессиональными дружинниками (для Когурё, одного из сильнейших государств в бассейне реки Ляохэ, например, редко упоминание о войске свыше 10000 конных воинов, мохэ/мальгаль зачастую выставляют войска от 3 до 10 тысяч человек, нескоько больше по численности войска мужунов, которые терроризировали Поднебесную и образовали в 3-4 вв. династию Янь).

В дальнейшем, при усилении контактов Срединного государства с кочевниками Центральной Азии, у племен населявших Японию и Чукотку, подобная связь наоборот, ослабевает. Однако обе изолированные группы продолжают развивать доставшийся им в наследство комплекс вооружения и военое искусство, доставшееся им от центральноазиастких предков.

Последний раз японские воины,одетые в доспехи о-ёрои, встретились в бою с воинами, одетыми по традициям далеких предков, во время вторжения Гэнко (1274 и 1281 гг.). Война против корейских и китайских войск в год Имчжин (1592 г.) принесла на материк новые остижения японских оружейников - доспехи типа "тосэй гусоку" и "домару"

Вот, вкратце, и вся история, которая связывает самураев с кочевниками Центральной Азии.

С уважением,

Артак.
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software