Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "И ты, Брут..." Гай Юлий Цезарь, 15 марта 44 г. до н.э.
- (Добавлено: Михаил)


Таранный удар у монголов (перенос Автолику)
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
Altaica Militarica
Отправлено 24/12/2001 16:57 (#4009)
Тема: Таранный удар у монголов (перенос Автолику)



Magister utriusque militiae

Сообщений: 7178
50002000100252525
Местонахождение: Москва
Уважаемый Автолик!

Ваши слова о поединке Пересвета с Челубеем заставили меня порыться в книгах по поводу описаний таранных схождений монгольских всадников.

Естественно, имея под рукой весьма специфические остатки древней культуры монгольских народов, легко можно найти данные только в эпических сказаниях типа "Гэсэр" или "Джангар", "Маньвархан" или "Хан Бамба и красавица Булгун".

Берем "Джангар" - эпос ойратов, сложившийся в конце 15 в. в Западной Монголии, когда Эсен-хан добился самостоятельности для своего народа в борьбе с халхасцами, тюрками и китайцами.

В "Джангаре" практически все эпизоды сражения богатырей говорят в первую очередь, что интересно, о бое копьями ("пестро-желтый дрот" в переводе С.И. Липкина по аналогии с казачьим дротом 18-19 вв.). Все время подчеркивается, что:

"Пика не только пестрой была -
Пестрая пика острой была"

Седла, в которые садятся багатуры, описаны как "ущельеподобные, огромные", что может иметь под собой реальные воспоминания о седлах с высокой лукой.

Таранные удары багатуров описаны вполне в духе Фирдоуси и нартовского эпоса - удар наносится в живот, всадник как-бы "вынимается" из седла на конце копья. Если Rapax подтвердит со ссылкой на конкретное сказание, то такой же процесс описан в поединке Тотрадза с Сосланом, когда Тотрадз выбил грозного противника из седла и "день носил на острие пики". Описания сходны 1:1.

Очень много уделяется времени описанию оружия богатырей - им считалось
1. меч
2. секира со сложным лезвием
3. пика

Отличие от данных "Алтан Тобчи" только в присутствии секиры.

Зачастую, по описаниям поединков Улан Хонгора или Строгого Санала, особенно же Савара Тяжелорукого описанию таранной схватки предшествует атака с мечами/секирами, что зачастую встречается и в "Алтан Тобчи". При этом воины одеты в доспехи типа "хатагу дэгэль" с массой застежек. Секира предназначена для их эффективного пробивания и имеет эпитет "десятиострая", что говорит о сложной форме лезвия.

Из раскопок известны секиры, комбинированные с клевцом. Т.о. данные эпоса не противоречат данным археологии.

На тему же количества богатырей - Джангар-нойон постоянно держит в своей ставке-бумбулве 6000 воинов и 12 багатуров, которые при описании всегда в доспехах и с пиками.

Мощь врагов Джангар-нойона меряется количеством туменов копьеносцев, что особенно видно в событиях, связанных с похождениями Улан Хонгора.

Лук и стрелы упоминаются гораздо реже и, как и в "Алтан Тобчи", либо при преследовании, либо при завязке боя.

Напоследок хочу привести пример из "Алтан Тобчи":

"Гуйлинчи сказал: "Когда я стреляю, то не имеет значения, надет ли панцирь или нет!" Когда он сказал так, то Шигушитэй промолвил: "Когда я рублю, то не имеет значения, надет ли шлем, или нет!"...

... монгольский Шигушитэй-багатур надел для сражения панцирь на тройной подкладке, привязал лопату*, чтобы прикрыть печень, и сел верхом на коня Хонгор-халдзана...

... Гуйлинчи-багатур надел шлем на подкладке, сел верхом на коня Хухэ-халдзана. В поединке сражались они в местности Боро-нохайин-дзон.

Гуйлинчи-багатур прострелил переднюю луку седла (!) у Шигушитэя, пробил насквозь панцирь на подкладке и лопату, так, что Шигушитэй осел на заднюю луку...

Штгушитэй сказал: "... Пусть он узнает мой острый меч!..." И говоря так, он разрубил ему голову вместе с восьмигранным шлемом на подкладке..."

* Прим.: "кюрчэ" в современном языке означает "лопата", но в древности это слово относилось к детали пластинчатого доспеха, защищавщей живот и печень.

Вот такая монгольская история. Ойрат Гуйлинчи, выбрав лук, проиграл монгольскому латнику Шигушитэю. По законам эпического сказания, монгол продемонстрировал свое превосходство над ойратом.

Пусть простят меня все участники форума и данного обсуждения, в адрес которых я порой допускаю очень эмоциональные высказывания, но количество материала, говорящего "за" монгольскую тяжелую конницу, все же больше, чем "против".

Причем приводимые в форуме высказывания "против" в основном не подкрепляются никакими ссылками, а голословно предлагают доказать массовость тяжелого вооружения у монголов или наличие таранной тактики. Т.е. идет упорное отрицание приводимых фактов.

Думаю, приведенные здесь примеры достаточно красноречивы. Если их их отмести безоговорочно, то всякая дальнейшая дискуссия не только теряет свой смысл, но и становится просто бесполезной тратой времени.

Надеюсь, что это послание завершит столь широко обсуждаемую здесь тему о монголах и мы сможем перейти к другим народам.

С уважением,

Артак.
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software