Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Солдат - последнее звено эволюции животного мира" Дж.Стейнбек
- (Добавлено: Михаил)


Ау!
Модераторы: Дмитрий, Клим

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Armamentarium Формат сообщения 
 
Дмитрий
Отправлено 4/1/2002 13:48 (#4306 - в ответ на #4301)
Тема: "Лабрис"



Administrator

Сообщений: 5511
5000500
Местонахождение: С.-Петербург
А какой рисунок Вы имеете в виду? Не стану аппелировать к нефункциональности (даже афункциональности) самого принципа симметричного двулезвийного оружия, хотя она очевидна. Естественно, "лабрис", как и всякий другой ритуальный предмет, развился из функционального орудия (не оружия!), однако мне не известен ни один артефакт, который можно было бы уверенно атрибутировать в качестве такового. Все сохранившиеся критские "лабрисы" - культовые предметы, о чем говорит и материал (часто - золото), и размер (от миниатюрных до 1м при незначительной толщине), и контекст находок (святилища) и изображений (опять же - в святилище, как недвусмысленный объект поклонения, или в руках божества, причем только женского божества!).
Кстати, о названии (процитирую сам себя любимого):
(...) термин лабрис известен из античных источников, хотя происхождение его проблематично . Выше мы употребляли этот термин по отношению к минойским двойным топорам условно, следуя сложившейся традиции. Плутарх (Греческие вопросы, 45) сообщает о двойном топоре – атрибуте Зевса Лабрадейского: « боевой топор у лидийцев называется «лабрисом»» . Под Зевсом Лабрадейским здесь имеется в виду Зевс Лабрандос, имя которого, как полагает Н. В. Брагинская, могло быть искажено намеренно, с целью сблизить его по звучанию со словом «лабрис» . Тем не менее совершенно очевидно, что Плутарх считает лабрис именно лидийским термином, перенесенным на атрибут карийского божества. Если даже допустить, что греки знали какие-то изображения минойского двойного топора или сами предметы (в чем, действительно, нет ничего невозможного), первоначальный сакральный смысл этого символа, несомненно, был утрачен .
И три примечания:
1.Происхождение слова "лабрис" неизвестно. В микенском зафиксирован термин wa-o (PY Ta 716) при идеограмме *232, изображающей двойной топор [Казанскене, Казанский. 1986, с. 135]. Распространено (но не доказано) отождествление слова labrys (dabrys) с daburinthos или laburinthos, названием Кносского дворца [Бартонек. 1991, сс. 201, 286].
2. [Plut. mor. 32а] Плутарх имеет в виду не просто боевой топор, а именно двойной топор [Kleine Pauly. B.III, S.431], что становится ясно из контекста.
3. Лабранды – карийский топоним, где находилось святилище Зевса, вернее, малоазийского божества двойного топора [Брагинская, с. 513]. В Карию, согласно Плутарху, этот топор был привезен из Лидии после победы Гигеса над Кандавлом [Op.cit.]. (конец цитаты)
Так что "лабрис" - нечто весьма условное, а как боевое оружие двойная секира ни самими греками, ни носителями минойской и микенской культур, не употреблялась и, кстати, никогда не изображалась в "батальном" контексте (и вообще - в руках воина).
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software