Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Те кто готовятца к смерти лучше не идите за мною!" перед атакой своим наемникам,валашскии правитель Влад Цепеш("Дракула")
- (Добавлено: VIO)


Королевское правосудие: 1415
Модераторы: Макс Скальд

Перейти на страницу : 1
Просмотр страницы 1 [25 сообщений на странице]
Предыдущая тема :: Следущая тема
       Специальные форумы -> Our Just Quarrel Формат сообщения 
 
Макс Скальд
Отправлено 26/4/2011 11:54 (#117262)
Тема: Королевское правосудие: 1415


Moderator

Сообщений: 4750
200020005001001002525
Местонахождение: Ставрополь

В ходе кампании 1415 г. произошел примечательный эпизод, наглядно рисующий и методы поддержания дисциплины в походе, и границы (вернее, отсутствие оных) королевской власти над подчиненной монарху армией.

По словам очевидца, бывшего в английской армии, под Корби (17 октября) к королю был доставлен некий англичанин-грабитель. Он, «супротив Господа и королевского указа (edictum)», украл в церкви [вероятно, в Арбоньере или Кэ, одной из деревушек, которые миновали англичане по пути к Корби (Wylie ii, 116)] медную золоченую дарохранительницу (похоже, посчитав ее золотой). Вещь обнаружили в его «рукаве». «И он в следующей деревне, где мы ночевали, по воле короля, покаравшего в создании причиненное Создателю зло, как Финеес – Зимри, и после вынесения приговора, был казнен повешеньем» (Gesta, 68). У Элмема происшествие под Корби обрисовано еще более кратко – грабитель, схваченный с поличным (дарохранительница), был повешен по приказу короля за свое преступление (Liber Metricus, 116).

Другие источники (только английские, французские ничего не знают о данном событии) несколько расходятся в деталях. Тито Ливио называет сосуд серебряным. Этот автор заявляет, что королю (под Корби) сообщили о краже в церкви и Генрих велел остановить войско, пока виновные (их, по версии Ливио, было несколько) не будут найдены. Сосуд вернули в церковь, а воров-святотатцев провели по всему войску и повесили на высоком дереве. Затем армия вновь двинулась в путь (Curry 2000, 57). Псевдо-Элмем (вероятно, опираясь в целом на Тито Ливио) сообщает, что некий англичанин тайно и вопреки королевским статутам (statuta) украл дарохранительницу. Король об этом узнал, велел остановить войско и отказался следовать дальше, пока святотатцу не будет вынесен смертный приговор. После объявления приговора, вора протащили (pertractus) перед всем войском и вздернули на дереве подле той самой церкви, которую он ограбил (Vita et Gesta, 53). Ливио также послужил источником для английского автора времен Генриха VIII (First English Life, 44-45). Эдуард Холл добавил увлекательный факт: глупый мародер не только похитил из церкви дароносицу, но и непочтительно съел находящуюся там гостию, за что был удушен по приказу короля (Hall, 64). Это напоминает нам о том, что англичане не то чтобы голодали, но испытывали перебои с питанием (в риторику Холла о том, что за все продукты они платили и вовсе не грабили, за единственным, помянутым выше исключением, не стоит верить).

В ходе шевоше от Арфлёра к Кале Генрих V, возможно, пытался свести к минимуму эксцессы при необходимом разорении округи с целью добычи провизии. Но, насколько мы можем судить, единственный пострадавший (пострадавшие) – именно несчастный церковный вор. Безусловно, по той причине, что король Англии, сквозь пальцы смотревший на опустошение земель и имущества его французских «подданных» подданными английскими, просто обязан был проявить строгость, когда речь зашла о церковном имуществе, да еще и столь драгоценном с точки зрения богослужения. Участь грабителя, кстати сказать, весьма любопытна с точки зрения воззрений Генриха на командование войсками и королевскую власть в целом. Хорошо известно, что второй узурпатор-Ланкастер отличался удивительной набожностью, плавно переходящей в жесткий религиозный фанатизм – столь же устойчивая характеристика этого монарха, как и его воинская доблесть. Он также заботился о том чтобы, когда он, «избранник Бога», будет вести кровопролитную войну с врагами Всевышнего во Франции, никак не пострадали храмы и служители Господа.

Уже ордонансы 1385 г. предписывали: «…Чтобы никто не смел прикасаться к Святому причастию, и к сосудам для Святых Даров, под страхом быть вытащенным и повешенным и лишиться головы» (Black Book, 453). Дисциплинарный устав Генриха V (1419 г.?) дублирует это положение: «Также, чтобы никто, не будучи священником, не осмеливался прикасаться к Святому причастию, под страхом быть вытащенным и повешенным за это, и чтобы никто не осмеливался прикоснуться к ящичку или сосуду, где хранятся Святые дары, под угрозой вышеозначенного (наказания(Black Book, 459; Excerpta Historica, 30; Nicolas, Appendix, 31). Схожие главы встречаются в других пересказах устава Генриха, включая, видимо, тот, что был опубликован в начале кампании 1417 г. (Curry 2008, 228, 240). Эти ордонансы не сохранились, как и те, что были изданы во время кампании во Франции в 1415 г. Но до нас дошли пересказы дисциплинарных статутов Азенкурской кампании. Помимо прочего, «под страхом смерти» надлежало «церкви и святые места вместе с их имуществом должны сохраняться в целости, и что никто не должен налагать руки на женщину, или священника, или служителя Церкви, если только тот не окажется вооруженным, или будет сопротивляться, или нападет на кого-либо» (Gesta, 26). В ином пересказе король повелевает объявить по войску, чтобы никто не осмеливался приносить вред служителям церкви (невооруженным) или оскорблять женщин, «грабить церкви или забирать у них что-то, или уносить из церкви дароносицу, где находится или обычно должно пребывать Святое причастие, под угрозой наказания за измену» (Vita et Gesta, 39). И под Корби этот указ был приведен в действие.

Автор «Деяний Генриха V», несомненно, опираясь на высказанное по данному поводу мнение государя, подчеркивает присущую Генриху преданность Всевышнему, ставя ее на первом месте как мотив наказания преступника. Ведь король должен был убить одного из собственных воинов. Был найден соответствующий случаю библейский пример (Книга Чисел, 25: 6-8; 14): Финеес, немедля убивший соотечественника-израильтянина, Зимри, дабы отвратить гнев Господень от Израиля. Намек на поклонение «ложным» богам и отсылку к смертному греху алчности содержат в себе слова хрониста о похищении дароносицы, на поверку оказавшейся медной, а не золотой, как посчитал вор – quam forte credebat auream. Другие источники подчеркивают показательный характер наказания – в назидание иным, грабителя (или группу воров) продемонстрировали всей армии, а затем вздернули как можно выше, на виду у всех и подле церкви, в которой было совершенно святотатство и в которую был возвращен кощунственно похищенный предмет (Curry 2005, 166-167).

Верх страницы Низ страницы
Перейти на страницу : 1
Просмотр страницы 1 [25 сообщений на странице]
Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2022 PD9 Software