Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Из Бахмачской операции я вынес три убеждения: 1) что человек большая сволочь, 2) что террор всегда достигает цели, 3) что кавалерия в лесу действовать не может" (С.И. Мамонтов. "Походы и кони")
- (Добавлено: Мидас)


Каджарское оружие
Модераторы: Дмитрий, Клим

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Armamentarium Формат сообщения 
 
Altaica Militarica
Отправлено 12/9/2013 11:45 (#129264 - в ответ на #129263)
Тема: Re: Каджарское оружие



Magister utriusque militiae

Сообщений: 7095
50002000252525
Местонахождение: Москва
Параллельно - статья Малозёмовой о топориках у дервишей (потом и их придется коснуться, если тема получит развитие). ИМХО, далеко не все бесспорно, но все же есть отправная точка для дальнейших рассуждений.

Опубликовано:
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. №35(76), СПб., 2008, сс. 238-241.

Е.И. Малозёмова

ОРУЖИЕ СУФИЙСКИХ МИСТИКОВ

Суфии-мистики с самых первых веков ислама совмещали аскетизм с военными действиями. Известно, что самый первый суфийский «монастырь» был основан в VIII в. на острове Аббадан в устье Шатт ал-Араб, первоначально служившем военным укреплением для защиты от морских пиратов, куда съезжались в основном благочестивые добровольцы, совмещавшие военную службу с практикой аскетизма и подвижничества. Примерно в это же время наблюдается появление и распространение аскетических групп в городах-гарнизонах и крепостях на византийско-мусульманской границе в Сирии и Верхней Месопотамии [1. C.24, 25].
Наибольшим увлечением вооруженной борьбой характеризовались асасcины, активно действовавшие на территории Ирана. О «горном старце», посылающих молодых людей на убийства, упоминает, например, Марко Поло [3. Глава XII].
Как минимум с XII-XIII вв. мистические ордена и их лидеры весьма часто вовлекались в политическую деятельность правителей, несмотря на то, что одним из обязательных качеств суфия (особенно в раннем суфизме) был полный отказ от общения с правителем. Исключительно большую роль суфизм играл во время правления династии Сефевидов (XVI – первая треть XVIII вв.), возводивших свой род к шейху-суфию Сефи ад-Дину. Суфии принимали участие в процедуре возведения нового шаха на трон, суфийские аскеты – дервиши служили в армии Сефевидов. Оружие входило в набор их личных вещей и использовалось преимущественно как символическое или защитное, в первую очередь, от хищников. Во времена шаха Исмаила дервиши носили кинжалы-карды и приседельные топоры (tabarzin) [5. P.357], и, следовательно, служили в кавалерии - элитном подразделении шахской армии. Л.П. Ивел-Саттон замечает, что суфизм, который, в конце концов, стал ассоциироваться с военными искусствами, оказал большое влияние на развитие исламской, а затем и европейской рыцарской культуры [4. C.7], традиционно сопряженной с верховой ездой. В отношении значения термина tabarzin существует несколько разных мнений, хотя, как замечает А.С. Меликян-Ширвани, приседельные топоры, равно как и другие виды иранского оружия, не были предметом систематического изучения [7. P.117]. В немногочисленной литературе, посвященной иранскому оружию, этим термином обычно обозначают довольно узкие небольшие топорики-секиры [6. P.112]. Сохранившиеся экземпляры таких топориков, относятся преимущественно ко времени правления Сефевидов и Надир-шаха (30-40-ые гг. XVIII в.). Однако, судя по изображениям такого типа топоров на миниатюрах, они были известны и в предшествующие периоды. Например, такой топорик изображен на известной миниатюре (ИН№2153, fols 3v-4rl), датируемой концом XIV – началом XV в., из альбома ИН №H.2153 (музей Топ Капы, Стамбул). Предметы вооружения, изображенные на этой миниатюре, дополняют костюм персонажей, сопровождающих знатную даму. Самое полное вооружение, принадлежащее одному из них, состоит из сабли, лука, щита и топора, напоминающего индийский зангол. Другого рода топорами вооружены двое других персонажей. Один с золоченым топориком описанного выше типа, а на плече другого – также золоченый топор, но уже иной формы, с загнутыми к древку обоими концами (верхний загнут меньше) и подвеской у обуха. Такая же секира и похожий зангол вложены в руки сходным образом одетых персонажей, присутствующих на дуэли двух всадников-аристократов, изображенной на другой миниатюре (ИН№ Н.2153, fol. 138v) из данного альбома. Следовательно, очевидно, что данные пышно декорированные топоры двух разных типов оказываются в числе церемониальных предметов вооружения, характерных для воинов, участвовавших в царском церемониале и служивших в личной гвардии правителя. Д. Николь указывает, что топоры второго типа появились сначала в восточной Анатолии в третьей четверти XIII в. [8. P.145], но они закрепились и в иранской оружейной культуре: такие топоры изображаются довольно часто на иранских миниатюрах времени Тимура и Тимуридов. Одежды всех персонажей, вооруженных такими топорами, идентичны или сходны с одеждами персонажей, изображенных на миниатюрах, иллюстрирующих сочинения суфийского содержания, или участвующих в сценах, связанных с суфиями (например, в «Мантик ат-тайр» Фарид ад-Дина Аттара). Это свидетельствует о принадлежности этих персонажей к среде мистиков. Все они пешие, хотя на некоторых миниатюрах просматривается непосредственное отношение их занятий лошадям (например, «Разговор правителя и бедной женщины» в списках «Маснави» Х. Кермани 1396 г. и, «Хамсе» Низами 1539-43 гг.). Все это говорит о том, что персонажи с такими топориками находились в ближайшем окружении царей и одновременно имели отношение к мистическим орденам, и в свою очередь, свидетельствует в пользу принадлежности рассматриваемого типа топоров к сфере ритуального оружия мистиков. Вопрос об использовании термина tabarzin по отношению к таким топорикам следует решить положительно, хотя М.М. Хорасани, опубликовавший труд об иранском холодном оружии, и не включает их в главу о tabar или tabarzin и пишет о них отдельно как об оружии дервишей [5. P.357-359]. В Музее Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) хранится восемь подобного рода топоров, привезенных В.А. Ивановым, А.А. Ромаскевичем и В.А. Жуковским [2], и один топор с утраченным инвентарным номером. Три топора, привезенные В.А. Ивановым в 1913 и 1915 гг. несколько отличаются по размеру, стилистике (один из них двуклинковый), декору, но все они в описях, составленных на основе краткой характеристики и описи собирателя, названы tabarzin. В отношении самого просто исполненного топора (№ 2145-49), который можно расценить как боевой, В.А. Иванов замечает, что он, как и топор № 2145-48а,б,в, служит для «борьбы со страстями, которые представляются разгоряченному воображению дервиша в плотском образе…»[2]. Топор № 2145-48а,б,в, в свою очередь, входит в группу из семи топоров (№№ 2436-128, 129,130; 2704-13,14 и топор без номера, очень похожий на 2704-13), объединенных размером, одинаковой стилистикой декора, почти одинаковой формой (№ 2436-128 двуклинковый). Употребление В.А. Ивановым термина tabarzin по отношению к одному топору из этой группы позволяет распространить его и на другие, исполненные в XIX в. для дервишеских мистерий. Кроме того, на топоре с утраченным номером и топоре №2724-14 имеются персидский бейт, в котором фигурирует слово tabarzin. Сохранились изображения дервишей активизировавшегося в Иране XVIII-XIX в. ордена Ниматуллах и, в частности, одного из ярчайших представителей этого ордена шейха Нур Али-Шаха (1757 – 1798 гг.) с подобными топорами на плече. Дервиши собирали деньги, держа секиру в одной руке (часто положив ее на плечо), в другой держали кашкуль. Топоры были символом бедности дервишей [5. P.358], тогда как мечи (иногда дервишеские мечи изготавливались из носовой кости рыбы-пилы - ИН№ 2436-132 и ИН№ 3157-3 коллекции МАЭ РАН) – символом богатырской доблести. Прямые мечи в Иране XIX в. использовались только как ритуальные преимущественно в дервишеских мистериях.
Таким образом, в иранской дервишеской культуре с XV в. использовались два типа приседельных топоров-секир, которые справедливо обозначать термином tabarzin, с преобладанием к XIX в. типа с загнутыми к древку концами, а также прямые мечи, изготовленные из разных материалов.

Список литературы
1. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.- СПб.: «Диля», 2004. – 453 с.
2. Описи отдела этнографии народов Ю. и Ю.-З. Азии МАЭ РАН №№ 2145-48а,б,в, 49; 2548-1; 2436-128, 129; 1704-14,13.
3. Поло М. Книга о разнообразии мира. Глава XLII. СПб.: «Амфора», 1999. – 381 с.
4. Ewell-Sutton L.P. Persian Armour Inscriptions. P. 6-29./ Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
5. Khorasani M.M. Arms and Armor from Iran. The Bronze Age to the Qajar Period. Tübingen: Legat-Velag Gmb H&Co KG and Author, 2006. – 776 p.
6. Melikian-Chirvani A.S.The Tabar of the Turkish Dervish. P.112-115./ Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
7. Melikian-Chirvani A.S. The Tabarzīn of Loţf ‘alī. P. 116-135. / Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
8. Nicolle D. Arms and Armour in the Album Paintings P.145-149./Between China and Iran. Paintings from Four Istanbul Albums. Colloquies on Art and Archaeology in Asia. No.10. New York: The Islamic Art Foundation, 1985. – 179 р.


Отредактировал Altaica Militarica 12/9/2013 11:47
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2019 PD9 Software