Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: Луций Сикций Дентат, что был плебейским трибуном в консульство Спурия Тарпея и Авла Атерния не так много времени спустя после свержения царей, ... участвовал в ста двадцати сражениях, восемь раз выходил победителем в поединках, отмечен сорока пятью шрамами спереди, но ни одним сзади. Он тридцать четыре раза захватывал доспехи врага, восемнадцать раз награждался копьями, двадцать пять - фалерами, восемьдесят три - ожерельями, сто шестьдесят - браслетами, двадцать шесть - венками (в их числе гражданских - четырнадцать, золотых - восемь, за взятие стен - три, за снятие осады - один), а также корзиной ассов, десятью пленниками вместе с двадцатью быками. Он сопровождал девять раз императоров во время триумфов, полученных во многом благодаря его заслугам, кроме того (я полагаю, это лучшее из его деяний), он обвинил перед народом по сложении консулата одного из своих полководцев - Тита Ромилия - за плохое исполнение должности. (Плиний Старший, VII.101-102).)
- (Добавлено: Halgar Fenrirsson)


Каджарское оружие
Модераторы: Дмитрий, Клим

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Armamentarium Формат сообщения 
 
Altaica Militarica
Отправлено 12/9/2013 11:45 (#129264 - в ответ на #129263)
Тема: Re: Каджарское оружие



Magister utriusque militiae

Сообщений: 7135
5000200010025
Местонахождение: Москва
Параллельно - статья Малозёмовой о топориках у дервишей (потом и их придется коснуться, если тема получит развитие). ИМХО, далеко не все бесспорно, но все же есть отправная точка для дальнейших рассуждений.

Опубликовано:
Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Аспирантские тетради. №35(76), СПб., 2008, сс. 238-241.

Е.И. Малозёмова

ОРУЖИЕ СУФИЙСКИХ МИСТИКОВ

Суфии-мистики с самых первых веков ислама совмещали аскетизм с военными действиями. Известно, что самый первый суфийский «монастырь» был основан в VIII в. на острове Аббадан в устье Шатт ал-Араб, первоначально служившем военным укреплением для защиты от морских пиратов, куда съезжались в основном благочестивые добровольцы, совмещавшие военную службу с практикой аскетизма и подвижничества. Примерно в это же время наблюдается появление и распространение аскетических групп в городах-гарнизонах и крепостях на византийско-мусульманской границе в Сирии и Верхней Месопотамии [1. C.24, 25].
Наибольшим увлечением вооруженной борьбой характеризовались асасcины, активно действовавшие на территории Ирана. О «горном старце», посылающих молодых людей на убийства, упоминает, например, Марко Поло [3. Глава XII].
Как минимум с XII-XIII вв. мистические ордена и их лидеры весьма часто вовлекались в политическую деятельность правителей, несмотря на то, что одним из обязательных качеств суфия (особенно в раннем суфизме) был полный отказ от общения с правителем. Исключительно большую роль суфизм играл во время правления династии Сефевидов (XVI – первая треть XVIII вв.), возводивших свой род к шейху-суфию Сефи ад-Дину. Суфии принимали участие в процедуре возведения нового шаха на трон, суфийские аскеты – дервиши служили в армии Сефевидов. Оружие входило в набор их личных вещей и использовалось преимущественно как символическое или защитное, в первую очередь, от хищников. Во времена шаха Исмаила дервиши носили кинжалы-карды и приседельные топоры (tabarzin) [5. P.357], и, следовательно, служили в кавалерии - элитном подразделении шахской армии. Л.П. Ивел-Саттон замечает, что суфизм, который, в конце концов, стал ассоциироваться с военными искусствами, оказал большое влияние на развитие исламской, а затем и европейской рыцарской культуры [4. C.7], традиционно сопряженной с верховой ездой. В отношении значения термина tabarzin существует несколько разных мнений, хотя, как замечает А.С. Меликян-Ширвани, приседельные топоры, равно как и другие виды иранского оружия, не были предметом систематического изучения [7. P.117]. В немногочисленной литературе, посвященной иранскому оружию, этим термином обычно обозначают довольно узкие небольшие топорики-секиры [6. P.112]. Сохранившиеся экземпляры таких топориков, относятся преимущественно ко времени правления Сефевидов и Надир-шаха (30-40-ые гг. XVIII в.). Однако, судя по изображениям такого типа топоров на миниатюрах, они были известны и в предшествующие периоды. Например, такой топорик изображен на известной миниатюре (ИН№2153, fols 3v-4rl), датируемой концом XIV – началом XV в., из альбома ИН №H.2153 (музей Топ Капы, Стамбул). Предметы вооружения, изображенные на этой миниатюре, дополняют костюм персонажей, сопровождающих знатную даму. Самое полное вооружение, принадлежащее одному из них, состоит из сабли, лука, щита и топора, напоминающего индийский зангол. Другого рода топорами вооружены двое других персонажей. Один с золоченым топориком описанного выше типа, а на плече другого – также золоченый топор, но уже иной формы, с загнутыми к древку обоими концами (верхний загнут меньше) и подвеской у обуха. Такая же секира и похожий зангол вложены в руки сходным образом одетых персонажей, присутствующих на дуэли двух всадников-аристократов, изображенной на другой миниатюре (ИН№ Н.2153, fol. 138v) из данного альбома. Следовательно, очевидно, что данные пышно декорированные топоры двух разных типов оказываются в числе церемониальных предметов вооружения, характерных для воинов, участвовавших в царском церемониале и служивших в личной гвардии правителя. Д. Николь указывает, что топоры второго типа появились сначала в восточной Анатолии в третьей четверти XIII в. [8. P.145], но они закрепились и в иранской оружейной культуре: такие топоры изображаются довольно часто на иранских миниатюрах времени Тимура и Тимуридов. Одежды всех персонажей, вооруженных такими топорами, идентичны или сходны с одеждами персонажей, изображенных на миниатюрах, иллюстрирующих сочинения суфийского содержания, или участвующих в сценах, связанных с суфиями (например, в «Мантик ат-тайр» Фарид ад-Дина Аттара). Это свидетельствует о принадлежности этих персонажей к среде мистиков. Все они пешие, хотя на некоторых миниатюрах просматривается непосредственное отношение их занятий лошадям (например, «Разговор правителя и бедной женщины» в списках «Маснави» Х. Кермани 1396 г. и, «Хамсе» Низами 1539-43 гг.). Все это говорит о том, что персонажи с такими топориками находились в ближайшем окружении царей и одновременно имели отношение к мистическим орденам, и в свою очередь, свидетельствует в пользу принадлежности рассматриваемого типа топоров к сфере ритуального оружия мистиков. Вопрос об использовании термина tabarzin по отношению к таким топорикам следует решить положительно, хотя М.М. Хорасани, опубликовавший труд об иранском холодном оружии, и не включает их в главу о tabar или tabarzin и пишет о них отдельно как об оружии дервишей [5. P.357-359]. В Музее Антропологии и Этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамера) хранится восемь подобного рода топоров, привезенных В.А. Ивановым, А.А. Ромаскевичем и В.А. Жуковским [2], и один топор с утраченным инвентарным номером. Три топора, привезенные В.А. Ивановым в 1913 и 1915 гг. несколько отличаются по размеру, стилистике (один из них двуклинковый), декору, но все они в описях, составленных на основе краткой характеристики и описи собирателя, названы tabarzin. В отношении самого просто исполненного топора (№ 2145-49), который можно расценить как боевой, В.А. Иванов замечает, что он, как и топор № 2145-48а,б,в, служит для «борьбы со страстями, которые представляются разгоряченному воображению дервиша в плотском образе…»[2]. Топор № 2145-48а,б,в, в свою очередь, входит в группу из семи топоров (№№ 2436-128, 129,130; 2704-13,14 и топор без номера, очень похожий на 2704-13), объединенных размером, одинаковой стилистикой декора, почти одинаковой формой (№ 2436-128 двуклинковый). Употребление В.А. Ивановым термина tabarzin по отношению к одному топору из этой группы позволяет распространить его и на другие, исполненные в XIX в. для дервишеских мистерий. Кроме того, на топоре с утраченным номером и топоре №2724-14 имеются персидский бейт, в котором фигурирует слово tabarzin. Сохранились изображения дервишей активизировавшегося в Иране XVIII-XIX в. ордена Ниматуллах и, в частности, одного из ярчайших представителей этого ордена шейха Нур Али-Шаха (1757 – 1798 гг.) с подобными топорами на плече. Дервиши собирали деньги, держа секиру в одной руке (часто положив ее на плечо), в другой держали кашкуль. Топоры были символом бедности дервишей [5. P.358], тогда как мечи (иногда дервишеские мечи изготавливались из носовой кости рыбы-пилы - ИН№ 2436-132 и ИН№ 3157-3 коллекции МАЭ РАН) – символом богатырской доблести. Прямые мечи в Иране XIX в. использовались только как ритуальные преимущественно в дервишеских мистериях.
Таким образом, в иранской дервишеской культуре с XV в. использовались два типа приседельных топоров-секир, которые справедливо обозначать термином tabarzin, с преобладанием к XIX в. типа с загнутыми к древку концами, а также прямые мечи, изготовленные из разных материалов.

Список литературы
1. Кныш А.Д. Мусульманский мистицизм. М.- СПб.: «Диля», 2004. – 453 с.
2. Описи отдела этнографии народов Ю. и Ю.-З. Азии МАЭ РАН №№ 2145-48а,б,в, 49; 2548-1; 2436-128, 129; 1704-14,13.
3. Поло М. Книга о разнообразии мира. Глава XLII. СПб.: «Амфора», 1999. – 381 с.
4. Ewell-Sutton L.P. Persian Armour Inscriptions. P. 6-29./ Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
5. Khorasani M.M. Arms and Armor from Iran. The Bronze Age to the Qajar Period. Tübingen: Legat-Velag Gmb H&Co KG and Author, 2006. – 776 p.
6. Melikian-Chirvani A.S.The Tabar of the Turkish Dervish. P.112-115./ Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
7. Melikian-Chirvani A.S. The Tabarzīn of Loţf ‘alī. P. 116-135. / Islamic Arms and Armour. London: Scolar Press, 1979. – 252 р.
8. Nicolle D. Arms and Armour in the Album Paintings P.145-149./Between China and Iran. Paintings from Four Istanbul Albums. Colloquies on Art and Archaeology in Asia. No.10. New York: The Islamic Art Foundation, 1985. – 179 р.


Отредактировал Altaica Militarica 12/9/2013 11:47
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2020 PD9 Software