Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Concordia parvae res crescunt, discordia maximae dilabuntur"(Согласием малые государства растут, от разногласия величайшие распадаются.), Scipio Africanus Minor (Sall.Iug.,X, 6).
- (Добавлено: VIO)


И снова ростр, теперь из Фанагории!
Модераторы: Dedal

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Classis Формат сообщения 
 
Ильдар
Отправлено 3/8/2014 01:47 (#133041 - в ответ на #133012)
Тема: RE: И снова ростр, теперь из Фанагории!



Administrator

Сообщений: 8374
5000200010001001001002525
Местонахождение: Россия, Уфа
Мидас - 29/7/2014 12:19
Но странно, что сначала его приняли за парусный корабль, построенный 8-11 веками позже. Т.е. в этой части конструкция судов за это время так мало изменилась, что даже специалистам непросто определить, что был за корабль?


Не всегда и не всякий подводный археолог является специалистом по древнему кораблестроению. Хотя, конечно, даже по характеру соединений типа "шип-паз" можно грубо определить возраст судна. Дело в том, что примерно с конца IV века начался процесс ухудшения качества этого типа соединений: шипы становятся все меньше, соединения в пазах все менее плотные, расстояния между ними все больше. Но в связи с этим возрастает роль шпангоутов. Ухудшения становятся особенно заметными в VII веке и к концу IX - X веку соединения типа "шип-паз" полностью исчезают, а вместе с ними и метод "сначала корпус", к XI веку уступая методу "сначала остов". В переходное время существовали и переходные технологии, когда низ корпуса собирался по старой античной технологии, а верхние доски нашивались на заранее установленные шпангоуты. Например, большинство судов из порта Феодосия, датируемые концом VII - концом IX веков, были построены по этой смешанной технологии.

Получается, если б не нашли таран, судно так бы и считали торговым кораблем VIII-XI в.в. н.э.


Нет, процесс передатировки и назначения судна начался почти сразу же в 2012 году. Во-первых, центральная часть корпуса судна была засыпана обломками черепицы производства Пантикапея и Синопы, а также была найдена целыя амфора колхидского типа, датируемая II-III веками н.э. Во-вторых, уже в октябре 2012 года на конференции "13th International Symposium on Boat and Ship Archaeology: Ships and Maritime Landscapes" в Амстердаме Сергеем Ольховским был представлен доклад "The Phanagorian shipwreck: first attempt to identify", после которого "специалистами было высказано предположение, что обнаруженный в Фанагории корабль следует определить как галеру - и датировать первыми веками нашей эры".

Вот, кстати, абстракт того доклада:

Phanagoria, the capital of Asian part of Kingdom of the Bosporus, was founded in the 5th century BC by colonists from Teos and existed until the 10th century AD. Due to significant fluctuations of the sea level of the Black Sea, one third of city territory is submerged in the waters of the Taman Bay. First underwater archaeological research started here in 1957, and since 2000 became regular. The submerged harbour of the 5th-1st century BC is not localized, but we found and explored the port facilities of 3rd-7th century AD. In 2012, during excavations of stone breakwater, under just 1 m of water and 1.5 m of sea sediments we found bottom of a 15-meter long well-preserved wooden ship and fully cleared it from the top. We made fixing the ship using photogrammetry and manual measurements, 3D model of the ship will be ready soon. Dating of the ship is difficult now, because dendrochronological and radiocarbon analysis are not ready yet. The ship is not a ‘closed complex’, cargo residues mixed with later material, and includes both the amphorae of the 1st century BC and Byzantine ceramics.


Но, мне думается, без радиоуглеродного анализа все равно тут обойтись нельзя. Тем более, в 2013 в Новосибирске, наконец, появилась первая в России AMS-лаборатория. Но, боюсь, они, датировав кораблекрушение по тарану, на этом и успокоятся и не будут делать достаточно дорогостоящие анализы. Дендрохронология же сможет помочь только в том случае, если сохранились последние наружные кольца древесины, в чем я не уверен. Как не уверен и в наличии непрерывной дендрошкалы для этого региона.

И еще вопрос: известно ли, из какой древесины была сделана галера?


Знаю только то, что киль - дубовый.

Или из какой могла быть, скорее всего, сделана?


У Феофраста (Theophr. Caus. pl., V, 7, 1-5) написано (перевод М.Е. Сергеенко староват, но общее представление даёт):

(1) ... Пихта, сосна и «кедр», говоря вообще, идут для постройки судов: триеры и военные корабли делают из пихты, потому что она легка, а торговые суда — из сосны, потому что она не гниет. И некоторых местностях за неимением пихты триеры делают из сосны. В Сирии и Финикии триеры строят из можжевельника — в этих странах и в сосне недостаток, — а на Кипре из алеппской сосны: она в изобилии растет на этом острове и ценится там выше сосны.
(2) Из этих деревьев приготовляют все части судна, кроме киля: для триеры киль делают из дуба, чтобы он выдержал, если триеру придется тащить волоком, а для грузовых судов — из сосны. Если судно приходится тащить волоком, то под сосновый киль подкладывают еще и дубовый, а в судах меньшего размера — буковый. Обшивка делается вообще из бука. (Дубовое дерево нельзя соединить ни с сосновым, ни с пихтовым: оно с ними даже не склеивается по той причине, что одно дерево плотно, а другое рыхло, одно гладко, а другое нет. То, что хотят соединить вместе, должно обладать свойствами одинаковыми, а не противоположными, вроде камня и дерева.)
(3) Те части на судне, которые надо выгибать, делают из шелковицы, ясеня, вяза и платана: тут требуются вязкость и крепость. Худший из этих деревьев платан: он скоро начинает гнить. В триерах эти части иногда делают из алеппской сосны, потому что она легка. Передняя часть киля, к которой прикрепляют обшивку, и балки по сторонам носа делают из ясеня, шелковицы и вяза: все эти части должны быть крепкими. Вот тот лесной материал, который идет для постройки судов.
(4) ... При постройке судов, однако, необходимо более сырое дерево, так как его приходится гнуть. Для склеивания же хорошо дерево посуше. Вновь отстроенный корабль спускают не сразу; когда все части в нем хорошо соединятся, его спускают на воду, оно замокает, и все щели в нем закрываются, если только судно не совсем рассохлось — тогда клей не держится вовсе или держится плохо.
(5) Надо перебрать деревья в отдельности, для чего каждое употребляется. Пихта и сосна, как уже было сказано, идут для судов, для построек и для различных изделий; в большинстве случаев пользуются пихтой. Алеппскую сосну используют и в судостроении, и для построек, особенно в судостроении, хотя она и начинает скоро гнить. Дубом пользуются для построек, в судостроении и для подземных сооружений; липой — для палуб на военных кораблях, для сундуков и для изготовления мер. ...


Еще статья на тему: Zhukovsky, M. O., Kuznetsov, V. D., Olkhovsky, S. V. Photogrammetric Techniques for 3-D Underwater Record of the Antique Time Ship from Phanagoria. International Archives of the Photogrammetry, Remote Sensing and Spatial Information Sciences, Volume XL-5/W2, 2013, pp. 717-721.




(Вы не обладаете необходимыми правами доступа для просмотра и скачивания вложенных файлов)




(Вы не обладаете необходимыми правами доступа для просмотра и скачивания вложенных файлов)



Приложения
----------------
Приложения amsterdam-1.jpg (239KB - 2 скачано)
Приложения amsterdam-2.jpg (289KB - 2 скачано)
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2020 PD9 Software