Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Я сумею дать вам случай отличиться - это мой долг полководца; а вы вперед не загадывайте, ждите приказа и тогда покажите, какие вы воины". L.Aemilius Paullus Macedonicus(168г.д.н.е.)
- (Добавлено: VIO)


Еще раз о Парфянском походе Красса.
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
sextus pompey
Отправлено 20/7/2015 19:18 (#135281 - в ответ на #135206)
Тема: Источники о парфянском походе



Primicerius

Сообщений: 211
100100
http://ancientrome.mybb.ru/viewtopic.php?id=15#p49

История парфянского похода Марка Красса сохранилась в двух больших рассказах, которые содержатся в «Жизнеописании Красса» Плутарха и 40 книге «Римской истории» Диона Кассия. При этом оба автора пользовались, как кажется, разными источниками информации – слишком много деталей в их рассказах не совпадает.
Информатор Диона значительно лучше осведомлен о событиях первого года войны Красса против парфян. В то время, как Плутарх рассказывает только о мирном захвате Крассом городов Месопотамии, Дион говорит об успешном сражении, которое состоялось у города Ихны между Крассом и парфянским сатрапом Силлаком, причем сообщает даже такие подробности, как ранение Силлака. Плутарх знает Силлака (он упоминает его в рассказе о кампании 53 г.), но об этом сражении не говорит ничего.
В то же время рассказ о мятеже Зенодотии и убийстве в этом городе римских солдат, передан у Плутарха более подробно – он называет имя градоправителя, количество перебитых римлян и отмечает факт императорской аккламации Красса за разгром этого города, тогда как Дион просто отмечает факт избиения римлян и изгнании жителей Зенодотии.
События зимы 54-53 гг. переданы у Диона очень кратко. Тогда как Плутарх говорит о мероприятиях Красса (ограбление храма Атаргатис в Гиераполе-Бамбике, требования денег и отрядов от сирийских городов), о переговорах с парфянами и Артабазом Армянским, Дион Кассий отмечает только факт переговоров с парфянским посольством, при этом уделяя много места описанию Парфии и парфян.
Оба автора упоминают знамения, сопровождавшие переход армии через Евфрат, но их перечень различается. Плутарх говорит о разрушении моста во время бури, о молниях, дважды поразивших место римского лагеря, о коне Красса, увлекшем конюха в реку, о том, что легионерам была выдана чечевица с солью, которая считалась в Риме поминальным блюдом, о внутренностях жертвенного животного, выпавших из рук Красса и об легионном орле, который при поднятии развернулся лицом к западу. Также он упоминает речь Красса, в которой полководец успокаивал взволнованных разрушением моста легионеров и обещал им, что они здесь не вернутся.
Дион Кассий, рассказывает о разрушившей мост буре, сопровождающейся молниями, и словах Красса о том, что легионеры здесь не вернутся, а также о легионном орле, который, однако, в его передаче не повернулся назад при подъеме из земли, а застрял в грунте. Также Дион говорит о знамени, упавшем в реку, и о том, что Красс приказал укоротить подобные знамена, а при рассказе о жертвоприношениях сухо указывает, что они были неблагоприятными.
Рассказ о предательстве Абгара у обоих писателей различается. Если у Плутарха князь Осроены (которого он называет Ариамном) виновен лишь в предательских советах и оставлении Красса перед битвой на реке Баллис, то у Диона он активный участник этой битвы – на стороне парфян. Также Дион Кассий называет еще одного арабского князька – Алходония (который появляется на страницах его книги трижды – см. также Dio XXXVI, 2; XLVII, 27), открыто переметнувшегося к парфянам, тогда как Плутарх ничего о нем не говорит.
Описание местности, где происходили боевые действия, у обоих авторов различаются. Плутарх пишет о пустыне, «глубоких песках, безлесых и безводных равнинах, уходивших из глаз в беспредельную даль». У Диона местность представляет собой степь, кое-где покрытую холмами и лесами. Отметим, что Плутарху эта точка зрения знакома - парфяне, преследуемые молодым Крассом, попадают «по мнению некоторых» в болото, а сам Публий Красс пытается спастись на песчаном холме.
Роль Кассия у обоих авторов передана по-разному. Плутарх пишет о его предложениях на военном совете, когда выбирался маршрут похода, о том, что Кассий командовал одним из крыльев армии в битве на реке Баллис, о том, что Кассий с Октавием возглавили отступающую к Каррам армию, тогда как Дион впервые упоминает его, рассказывая, что некоторые римляне спаслись с ним во время отступления от Карр в горы.
Описание гибели Красса при многих совпадающих деталях имеет у Плутарха и Диона и значительные важные различия. По Диону, римляне уже достигли гор, когда Сурена, не имевший возможностей напасть на римлян, находивщшихся на возвышенности и боясь того, что они беспрепятственно уйдут, предложил Крассу переговоры. Плутарх же пишет, что Крассу оставалось дойти до безопасного места 12 стадиев, и он был окружен парфянами на «малонадежном и не недоступном для конницы холме». Разумеется Дион ничего не говорит о предательстве проводников, ведь в его версии Красс успешно добрался до безопасного места.
Отметим различающиеся описания итогов похода. По словам Плутарха, римляне потеряли убитыми и пленными 30 000 человек, тогда как Дион пишет, что «большая часть солдат спаслась через горы на дружественную территорию».
Как кажется, источником Плутарха был участник похода, причем присоединившийся к армии после первой кампании – зимой 54-53 гг. и спасшийся вместе с Кассием. Это объясняет малое количество информации о кампании 54 г., причем с полным молчанием в тех местах, когда действия Красса были успешными, например, о битве при Ихнах. Роль Кассия гипертрофировано выделена среди всех легатов Красса, за исключением Публия до его смерти и Октавия, хотя и те не могут сравниться с Кассием в рассказе Плутарха. Наконец, источник Плутарха совершенно не разбирается в военном деле – его описание походов и боев страдают совершенным дилетантизмом.
В 1976 г. Э.У.Линтотт предположил, что этим источником был вольноотпущенник Публия Красса Аполлоний, о котором пишет Цицерон в Fam. XIII, 16. Предположение Линтотта представляется справедливым, так как указанный Аполлоний полностью подходит под выделенные нами критерии – невоенный участник похода, присоединившийся к военной кампании вместе с Публием Крассом зимой 54-53 гг. и спасшийся вместе с Кассием, почему и передающий его версию событий.
У Диона Кассия, как представляется, первоисточников несколько, однако они, как кажется, прошли предварительную обработку в каком-то историческом сочинении, ставшем источником описания Диона. Для кампании 54 г. это, вполне вероятно, отчет Красса – аналог ежегодным commentarii Цезаря. Описание кампании 53 г. также как у Плутарха, возможно, восходит к тексту Аполлония, но переданное не напрямую, а через какой-то промежуточный источник, негативно относящийся к Кассию. Впрочем, эпизод с Абгаром и его участии в битве при Баллисе, явно имеет свое происхождение в каком-то другом источнике.
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2017 PD9 Software