Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: "Людей, добровольно идущих на смерть, легче найти, чем таких, которые терпеливо выносят лишения." - арверн Критогнат (B.Gall.VII,77)
- (Добавлено: VIO)


Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
Dedal
Отправлено 30/12/2017 12:14 (#140279 - в ответ на #140278)
Тема: Re: Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.



Moderator

Сообщений: 830
50010010010025
Местонахождение: Санкт-Петербург
Halgar Fenrirsson - 30/12/2017 08:31

Если "русь" - скандинавы, почему в "Русской правде" есть "ладья морская", но нет "снекьи" или "дракара"?


Мне здравый смысл подсказывает, что "лодья" от "лодки". Что тоже лингвофричество.


Вы будете удивлены, но это действительно так, только наоборот:
"Лодка" - сокращение от "лодья", не только грамматически, но и по размерам, "лодка" - меньшее судно, термин известен с 13 века.
"Ладья" - термин славянский, исключительно древний, имеющий славянскую этимологию, усвоенный всеми остальными народами, включая скандинавов (а не наоборот ).
Как и "корабль", и "судно".
(П.А.Филин, С.П. Курноскин, "Народное судостроение в России", энц. словарь судов народной постройки, 2016, Музей мирового океана(Калининград))

Но "норманисты" могут по прежнему считать, что судостроение произошло от "дракара". Вот уж от кого, а от вас не ожидал
Мне вот интересно, а по существу есть, что сказать, или будем продолжать ёрничать?

Halgar Fenrirsson - 30/12/2017 08:31
Dedal - 28/12/2017 21:07
И в тоже время, на Руси прекрасно отличали "снекьи" от "ладей".

Пруфом не поделитесь? правда интересно.


Основной источник выше, откроете для себя много интересно. Все скандинавские судостроительные термины на Руси позднего происхождения.
Финская "лайба" (летописная "лойва") - с 14 века.
Скандинавская "снекья" (русская "шняка")
В 1142г. "приходи свенскыи князы с пискупом в 60 шнек на гость, иже суть изъ заморья шли в 3 лодиях, и бишася и не успеша ничтоже и отлучиша их 3 лодьи, избиша их полтораста."(Новгородская первая летопись)
Замечу, здесь идёт разделение: шнеки - именно свейские, а не русские суда.
Сами шняки поморы позаимствуют только веке в 14, вместе с навесным рулём.
Так же и норвежские "ёлы" будут в ходу на Мурмане тоже уже только в современном виде.
На Руси (России) были попытки внедрения и других скандинавских судов ("шойта", например), в основном на Севере, но не прижились по мореходным качествам.

И в качестве информации к размышлению, как происходило на самом деле. Аналогию, господа "норманисты", я думаю, провести смогут
В 19 веке норвежские переселенцы начали внедрять на Мурмане ёлы, поморы использовали шняки. Так вот, если на Мурмане шняки уступали ёлам в мореходности, то в Белом море, где волнение другое, шняки были вне конкуренции. По этой причине норвежцы не могли отвозить продукты своих промыслов в Архангельск после окончания путины, как это делали поморы.
В связи с востребованностью поморских судов, возникла необходимость переместить верфи поближе к промыслам, что и было сделано поморами, путём заведения поморских верфей в Северной Норвегии (т.к. Мурман безлесен).

Отредактировал Dedal 30/12/2017 12:29
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2018 PD9 Software