Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: «Уоллес сказал им на родном языке так: “Я привел вас в круг, пляшите, как умеете”» Слова Уильяма Уоллеса своим воинам перед битвой при Фолкерке (1298 г.)
- (Добавлено: Макс Скальд)


Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
ДВ-ник
Отправлено 31/12/2017 08:02 (#140290 - в ответ на #140286)
Тема: Re: Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.


Ducenarius

Сообщений: 62
2525
Местонахождение: Тында - столица БАМа
Русы, для вас, - скандинавы, тогда:
У Константина Б. славяне делают речные суда-"струги" (не морские!), сплавляют их русам и те достраивают их для похода по морю (получая "струг с набоями").
Эта многоступенчатость вытекает из двух фактов:
1) славяне не строили морские суда, только речные.
2) днепровские пороги были не проходимы для морских судов сами по себе и из-за нападений кочевников.

Однако, лихо вы додумываете за источник. Нет никаких стругов и стругов с набоями у Константина. У него "моноксилы-долбленки". Русы не превращают струги в струги с набоями, а "купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их", и далее, где действительно переоснащают для морского пути - "И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостает: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]". Никаких набоев Константин не упоминает. Или эти "моноксилы" изначально с набоями, или обходились без них.

Согласен, на юге Руси, суда русов - это модернизированные суда славян, формально, необходимость в новом термине отпадает.
Что собственно и указано в летописях: Олег «на конех и на кораблех», а Игорь «въ лодьях и на конихъ».
Хотя на практике - это были струги с набоями.

Странно, а летописец пишет - корабли, лодьи. Может быть точнее было сказать не "на практике", а "технически?" Ведь вы понятия не имеете, как русы называли свои суда в 10 веке, летописец писал спустя двести лет после описываемых событий.

Поэтому, в Новгороде внедрение скандинавского термина должно было произойти обязательно, вместе с самим дракаром, т.к. здесь руси(скандинавам) не было никакой необходимости заимствовать местные славянские суда, это было бы большим шагом назад.
Наоборот, скандинавы должны были научить славян строить дракары.

С какого перепугу обязательно? Какой еще шаг назад, если Новгород - не морской порт??

Культурное заимствование всегда сверху вниз. В судостроении корабль всегда идёт со своим видовым термином, причём эта традиция сохраняется столетиями.
У нас все катались на "жигулях", когда кто-то привозил из заграницы "мерседес", его же не переименовывали в "жигули"
Да, "машина", а ещё вернее, "иномарка" (с пиететом ), но - "мерседес".

Принцип историзма? Не, не слышал.

Рассуждая о роли скандинавов на Руси:
На самом деле, если бы "норманистам" удалось найти на Руси скандинавские термины обозначающие корабли (какой-нибудь båt (швед.) ), это был бы "шах и мат" "антинорманистам", безоговорочная их капитуляция. Так как больше никаких доказательств не надо.
А без этого, все разговоры о "руководящей и определяющей" роли скандинавов на Руси - не имеют смысла.

А доказать?..

Купцы и наёмники - не более того.

Эти "купцы и наемники" составляли элитарную верхушку древнерусского общества в 9-10 веках.
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2018 PD9 Software