Поиск     Статистика     Список пользователей     Форумы     Календари     Альбомы     Цитаты     Язык
Вы вошли, как гость. ( войти | зарегистрироваться )

Случайная цитата: «Если же вы погибнете здесь, то, без сомнения, окажетесь среди блаженных. Вот теперь открыты для вас врата Царства Небесного. Если вы останетесь победителями, ваша слава воссияет среди всех христиан. Если же вы все-таки собираетесь бежать, то, право, Франция далеко от вас»: из речи короля Иерусалимского Бодуэна I перед битвой при Рамле (7 сентября 1101 г.)
- (Добавлено: Макс Скальд)


Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.
Модераторы: Ильдар

Предыдущая тема :: Следущая тема
       Основные форумы -> Peditatus equitatusque Формат сообщения 
 
ДВ-ник
Отправлено 31/12/2017 08:02 (#140290 - в ответ на #140286)
Тема: Re: Военное дело Древней Руси конца IX – начала XI вв.


Ducenarius

Сообщений: 70
2525
Местонахождение: Тында - столица БАМа
Русы, для вас, - скандинавы, тогда:
У Константина Б. славяне делают речные суда-"струги" (не морские!), сплавляют их русам и те достраивают их для похода по морю (получая "струг с набоями").
Эта многоступенчатость вытекает из двух фактов:
1) славяне не строили морские суда, только речные.
2) днепровские пороги были не проходимы для морских судов сами по себе и из-за нападений кочевников.

Однако, лихо вы додумываете за источник. Нет никаких стругов и стругов с набоями у Константина. У него "моноксилы-долбленки". Русы не превращают струги в струги с набоями, а "купив одни эти долбленки и разобрав свои старые моноксилы, переносят с тех на эти весла, уключины и прочее убранство... снаряжают их", и далее, где действительно переоснащают для морского пути - "И снова они переоснащают свои моноксилы всем тем нужным, чего им недостает: парусами, мачтами, кормилами, которые они доставили [с собой]". Никаких набоев Константин не упоминает. Или эти "моноксилы" изначально с набоями, или обходились без них.

Согласен, на юге Руси, суда русов - это модернизированные суда славян, формально, необходимость в новом термине отпадает.
Что собственно и указано в летописях: Олег «на конех и на кораблех», а Игорь «въ лодьях и на конихъ».
Хотя на практике - это были струги с набоями.

Странно, а летописец пишет - корабли, лодьи. Может быть точнее было сказать не "на практике", а "технически?" Ведь вы понятия не имеете, как русы называли свои суда в 10 веке, летописец писал спустя двести лет после описываемых событий.

Поэтому, в Новгороде внедрение скандинавского термина должно было произойти обязательно, вместе с самим дракаром, т.к. здесь руси(скандинавам) не было никакой необходимости заимствовать местные славянские суда, это было бы большим шагом назад.
Наоборот, скандинавы должны были научить славян строить дракары.

С какого перепугу обязательно? Какой еще шаг назад, если Новгород - не морской порт??

Культурное заимствование всегда сверху вниз. В судостроении корабль всегда идёт со своим видовым термином, причём эта традиция сохраняется столетиями.
У нас все катались на "жигулях", когда кто-то привозил из заграницы "мерседес", его же не переименовывали в "жигули"
Да, "машина", а ещё вернее, "иномарка" (с пиететом ), но - "мерседес".

Принцип историзма? Не, не слышал.

Рассуждая о роли скандинавов на Руси:
На самом деле, если бы "норманистам" удалось найти на Руси скандинавские термины обозначающие корабли (какой-нибудь båt (швед.) ), это был бы "шах и мат" "антинорманистам", безоговорочная их капитуляция. Так как больше никаких доказательств не надо.
А без этого, все разговоры о "руководящей и определяющей" роли скандинавов на Руси - не имеют смысла.

А доказать?..

Купцы и наёмники - не более того.

Эти "купцы и наемники" составляли элитарную верхушку древнерусского общества в 9-10 веках.
Верх страницы Низ страницы



Перейти на форум :
Искать на этом форуме
Версия для печати
Отправить ссылку на e-mail
zorich books


(Удалить все cookies этого сайта)
Работает MegaBBS ASP Forum Software
© 2002-2019 PD9 Software