 Administrator
Сообщений: 8388
         Местонахождение: Россия, Уфа | Кирасир - 27/4/2020 11:05
В связи с этим я задался вопросом, а как к неграм относились в античной Европе?
Скажем так, их не больно любили. У римлян они ассоциировались с зловещими предзнаменованиями и смертью. Представители подземного мира, по представлениям римлян, черные. Нередко в театральных представителей их играли чернокожие актеры. Но римляне вообще были ксенофобами и не особо любили всех чужаков и варваров.
Были ли жители римской империи знакомы с негроидной расой в те времена?
Да, знакомы - чернокожих называли эфиопами. Какие-то общины негров-иностранцев даже жили в Риме. Вот что пишет Марциал (Mart. Spec., 3):
Есть ли столь дальний народ и племя столь дикое, Цезарь,
Чтобы от них не пришел зритель в столицу твою?
Вот и родопский идет земледелец с Орфеева Гема,
Вот появился сармат, вскормленный кровью коней;
Тот, кто воду берет из истоков, им найденных, Нила;
Кто на пределах земли у Океана живет;
Поторопился араб, поспешили явиться сабеи,
И киликийцев родным здесь благовоньем кропят.
Вон и сикамбры пришли с волосами, завитыми в узел,
И эфиопы с иной, мелкой, завивкой волос.
Разно звучат языки племен, но все в один голос
Провозглашают тебя, Цезарь, отчизны отцом.
Как у римлян было с расизмом, т.е. считали ли римляне (вроде бы белые) негров людьми?
Одним из главных аргументов в пользу расизма римлян в отношении негров служат слова Ювенала (Juv., II, 20-25):
О добродетели речи ведут — и задницей крутят.
«Ты, виляющий Секст, — тебя ли я буду стыдиться?
Чем же я хуже тебя? — бесчестный Варилл его спросит. —
Над кривоногим смеется прямой, и над неграми — белый;
Разве терпимо, когда мятежом возмущаются Гракхи?
Или о дикости африканцев (Juv., V, 33-58):
Между соседней Тентирой и Омбом доселе пылает
Пламя старинной вражды: их древняя распря бессмертна;
Неизлечимою раной горя, и крайнюю ярость
С той и с другой стороны проявляет толпа, потому что
Местности обе божеств ненавидят соседних, считая
Правильной веру в своих лишь богов. Но случилось, что праздник
В Омбе справлялся, вожди их врагов порешили придраться
К случаю, чтобы другим испортить веселый и светлый
Праздничный день и пиры, когда возле храмов роскошно
У перекрестков накрыты столы, когда бодрствует ложе
Денно и нощно, и так, что иной раз даже седьмые
Сутки его застают приготовленным. Правда, Египет
Груб, но по роскоши, сколько я сам замечал, не уступит
Эта толпа дикарей пресловутому граду Канопу.
Кроме того, ведь легко одолеть захмелевших соседей:
Их языки заплелись, все шатаются, пляшут мужчины,
Черный играет флейтист, благовонный разносится запах,
Всюду цветы, и народ себе лбы украшает венками.
Злоба голодная тут разгорается, страсти бушуют:
Ругань сперва начинает звучать, как сигнал для сраженья,
С криком взаимным потом сшибаются, вместо оружья
Руки пускаются в ход: у немногих не свернуты скулы,
Чуть ли не все повредили носы среди этакой свалки.
Скоро уж видны везде и повсюду разбитые лица,
Черт не узнать, из разорванных щек торчат уже кости
Голые, и кулаки измазаны кровью глазною.
Но на самом деле, интерпретация слов Ювенала не так проста, единого мнения на этот счет нет.
Аналогичным образом хотелось бы узнать, что думали о неграх галлы-германцы?
Это были бесписьменные культуры, мы, я думаю, вряд ли когда-нибудь это узнаем.
Могла ли белая римлянка или какая-нибудь галлка выйти замуж за негра, или ей бы не позволили?
Наверное, могла, если их социальный статус соответствовал друг другу.
|